?

Log in

Константинополь: чувства или переживания? - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
Константинополь: чувства или переживания?
Судя по всему, мой тезис про переживания вместо чувств остался непонятым. Проиллюстрирую его одной историей.

Сильнейшее, ярчайшее эмоциональное переживание, виденное мной в Константинополе – это отчаянные, бесконечные, многочасовые, вырывающие сердце и выворачивающие душу наизнанку рыдания Императрицы по третьему погибшему сыну. Но вспоминая этот эпизод, я вспоминаю и другой.

Ровно четыре года назад, на Диком Огне. В Королевской гавани царил хаос. Власть пошатнулась, и было неясно, что станет с ней в следующий час. Лорд Хостер Талли, приведший войско в столицу в надежде стабилизировать ситуацию, и потерпевший неудачу, принял решение уходить и возвращаться в Риверран. Из наших друзей и союзников в Королевской гавани оставался только лорд Рикард Старк с небольшой свитой. Когда войско, бряцая железом, вытекало из ворот, я, один из вассалов Талли, подошёл к нему.
– Лорд Рикард, пойдёмте с нами. Вас здесь убьют.
Старк в ответ посмотрел тяжело, со слабой грустной улыбкой.
– Ничего. У меня есть трое прекрасных сыновей...
Я смог только кивнуть. Попрощался, подхватил тяжёлый щит и присоединился к уходящему войску. Слёзы застилали глаза. А Рикард Старк повернулся и пошёл туда, в хаос, в мясорубку интриг, окружавших трон – интриг, которым он, прямой и крепкий как скала был абсолютно чужд. Но он считал, что его долг – быть там.
Его действительно убили тогда. Но его слов я не забуду наверное до конца своих дней. Потому что это – поступок. Потому что это – выбор. Это – стержень.

Update: Извините, что не сумел выразить мысль лучше – читайте комменты. И да, я искренне ценю и уважаю всех упомянутых персонажей и игроков, и ни в коем случае не хочу кого-либо обидеть или принизить чьи-то заслуги. Просто некоторые вещи для меня, для меня лично, ценнее, чем другие, тоже ценные.

Tags: , , ,

131 comments --- Comment
Comments
alestein From: alestein Date: July 10th, 2007 10:41 am (UTC) (link)
Короче, переживания, в данном контексте - это эмоции напоказ. Так, что ли?
jolaf From: jolaf Date: July 10th, 2007 10:46 am (UTC) (link)
Нет, совсем не так.

Переживания - это когда с тобой или вокруг тебя что-то происходит, и ты это переживаешь, испытываешь эмоции (на Константинополе этого было очень много, это отлично видно по отчётам). Это прекрасно, но этого мало - и это не то, ради чего стоит делать ролевые игры и играть на них.
ratimir From: ratimir Date: July 10th, 2007 11:21 am (UTC) (link)
Если я правильно понял написанное, переживания приходят к человеку извне, это след произошедших событий. Чувства же идут изнутри, из той ситуации, когда ты можешь поступить так, как правильно, а поступаешь так, как велит тебе душа, вопреки здравому смыслу. Просто потому, что не можешь поступить иначе.
ksrg From: ksrg Date: July 10th, 2007 10:49 am (UTC) (link)
Тезис, если честно, яснее не стал. Про переживания ты разъяснил в комменте - но тогда что ты подразумеваешь в данном контексте под чувствами?
From: elraen Date: July 10th, 2007 10:53 am (UTC) (link)
Угу
jolaf From: jolaf Date: July 10th, 2007 10:59 am (UTC) (link)
Я понимаю, что термин не очень удачный, но лучше не придумалось. :(

Я имею ввиду ситуацию, когда чувства, внутренние эмоциональные мотивации, побуждают человека действовать, принимать решения, делать выбор - не всегда "разумный", не всегда "правильный" - но выбор. Поступок.

Константинополь очень пострадал от того, что в критические моменты всем было очевидно, что нужно делать, и они это делали. Альтернативы не было. Потому я и говорю, что получились переживания - переживания происходящего на самом деле помимо воли игроков - просто потому, что иначе никак.
ksrg From: ksrg Date: July 10th, 2007 11:35 am (UTC) (link)
Оставим даже за скобками тот факт, что, судя по отчетам, выбор очень много у кого вполне реальный на игре был (для кого-то между Венецией/Генуей и Константинополем, для кого-то - между язычеством/ересью/православием, и почти для всех - между жизнью и смертью) - в принципе, мощный поток происходящего действительно так захватывал жителей и гостей города, что выбор делался все время однозначный, а поэтому можно, в принципе, действительно с определенной точки зрения сказать, что выбора не было. Я про другой выбор хочу сказать.

У меня перед глазами в сравнении с К. очень жив пример другой игры про осаду города: гм, "внутриклубной" золотолесской игры в 2003 году, "Святой Земли", где точно так же христианский город осаждали мусульмане (в том случае - крепость в Палестине осаждали ). И когда там днем шел очередной штурм "по расписанию" - игра в городе вымирала. Кто-то, конечно, так же таскал и лечил раненых, собирал стрелы и т.п. - но большинство просто тупило под стенами совершенно вне рамок игры, как простые зрители. Те же, кому штурм был неинтересен, точно так же выпадали из реальности игры - потому что оказывались в вакууме, им не с кем было играть. Можно говорить о том, что это просто была плохая игра - скорее всего, так оно и было - но практически на всех других штурмах, которые я видел до К., про которые слышал от игроков и читал в отчетах, эта ситуация в той или иной степени повторялась (кстати, очень интересно было бы узнать про контрпримеры, которые наверняка еще существуют... м.б., Осада Монсегюра?). Здесь же - наоборот, субботний штурм (в отличие от, насколько я понимаю, предыдущих) обеспечил невиданный всплеск игры в городе, духовный подъем у большинства персонажей. Праздные зрители тоже были - но их было исчезающе мало. Равнодушных - практически не было. Значит, выбор был; не для персонажа - но для игрока. И мне кажется, это огромное достижение игры.
ksurrr From: ksurrr Date: July 10th, 2007 11:07 am (UTC) (link)
Переживания - результат событий, происходящих с тобой, независимо от тебя. Ехать на игру, чтоб пережить смерть трёх сыновей и не иметь возможности что-то сделать - мазохизм. Имератрица не имела выбора. Она исполняла долг, не имея альтернативы. Т.е. подобные вещи могу произойти с каждым персонажем, но это не то, ради чего стоит играть.

Чувства - результат осмысленного выбора. Лорд Рикард, выбравший почти верную погибель, чувствует и горечь и боль. Но он знает, что вырастил троих сыновей и выполнил долг, он чувствует любовь и ему не страшно. Его выбор осознанный. Ради такого и стоит играть.
jolaf From: jolaf Date: July 10th, 2007 11:12 am (UTC) (link)
Именно. Спасибо. Белька - самый лучший зверь.
ratimir From: ratimir Date: July 10th, 2007 11:23 am (UTC) (link)
О... Спасибо! Я пытался сказать то же самое, но у тебя получилось много лучше.
ksotar From: ksotar Date: July 10th, 2007 11:28 am (UTC) (link)
А мы? А я? Ради чего я предавал, убивал, искал выгоду, скрывался, интриговал? :(
jolaf From: jolaf Date: July 10th, 2007 05:36 pm (UTC) (link)
Не знаю, не пересеклись по игре.
dair_spb From: dair_spb Date: July 10th, 2007 11:35 am (UTC) (link)
Ага, я этот момент помню, вроде как. Я был в свите Старка. И меня тоже убили.
morgana_lefay From: morgana_lefay Date: July 10th, 2007 12:18 pm (UTC) (link)
А насчёт эмоций...Да, я считаю хорошей игрой только ту, на которой перед всяким поставлена возможность осознанного выбора.
yaree From: yaree Date: July 10th, 2007 12:42 pm (UTC) (link)
Тогда все игры - плохие.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
ksurrr From: ksurrr Date: July 10th, 2007 01:05 pm (UTC) (link)
Чтобы условие выполнялось абсолютно для каждого игрока, это должна быть маленькая жесткосюжетная элитарка.
yaree From: yaree Date: July 10th, 2007 01:30 pm (UTC) (link)
Вот тут можно привести встречный пример с Константином, который во время роковой турецкой вылазки бросился без доспехов поднимать народ на стенах, чтоб их не переубивали, вместо того, чтобы укрыться и защититься от турков.

Зебе рассказывал про это именно как про свой осознанный выбор. Именно потому, что он - Константин.

Возможно это - прямая дорога, прямой путь, потому что он - Константин, действительно. А Константин так бы и поступил.
Но не поступил ли так Рикард Старк именно потому, что он - Рикард Старк?
jolaf From: jolaf Date: July 10th, 2007 05:38 pm (UTC) (link)
Всё верно. Вопрос в том, что главное, ради чего всё - процесс принятия решения, или его результат.
bfish From: bfish Date: July 10th, 2007 01:42 pm (UTC) (link)
Выборы второго типа на Константинополе отчетливо были. В частности в какой-то момент наша команда почти в полном составе столкнулась с таким выбором. И что характерно выбрали по разному.
jolaf From: jolaf Date: July 10th, 2007 05:50 pm (UTC) (link)
Понятно, что были - просто мало.

Плюс, у меня есть подозрение, что количество и масштаб выборов на Константинополе обратно коррелировали с вгруженностью игроков в мир, желанием играть, и общей заинтересованностью. То есть, если тебе всё не в кайф и в целом пофиг, как поступать - да, ты будешь выбирать. Если же ты вгрузился в мир, прочувствовал его и своего персонажа - то выбора у тебя особо не будет. Мне кажется, на Константинополе было именно так.
bfish From: bfish Date: July 11th, 2007 07:02 am (UTC) (link)
Ну честно говоря очень странное утверждение.
Поле для игры в выбор было без сомнения. Что такое много а что такое мало выборов - это надо как-то измерять, статистику вести. Но как?

Что касается вгруженности котрая мешает делать выбор - это тоже меня настораживает. По твоей логике что для того чтобы поиграть нужно максимально дистанцироваться от игровых переживаний. Но вся практика показывает ровно обратное.
lastivka From: lastivka Date: July 10th, 2007 01:50 pm (UTC) (link)
Йолаф, а ты сделай один - малюсенький - дополнительный шаг.

И представь себе жену Рикарда (или троих сыновей Рикарда) безутешно рыдающих три часа над телом погибшего отца.

Свобода выбора у одного - ВСЕГДА отсутствие этой свободы у другого.

Такие вот сообщающиеся сосуды
jolaf From: jolaf Date: July 10th, 2007 05:40 pm (UTC) (link)
Разумеется, рыдание несчатной матери понятно и адекватно. Вопрос в том, что главное, ради чего всё делается - принятие решения, или реакция на него. Я на Константинополе увидел очень много реакций, и очень мало решений.
nuci From: nuci Date: July 10th, 2007 05:03 pm (UTC) (link)

ы

Выбор класса "кого поддержат синие треугольники - красные квадраты или желтые круги" - мне кажется ничем для игры не ценен. (Это не к выбору Рикард Старка).

А с другой стороны, жить и чувствовать в ситуации когда не понимаешь, как что-то изменить - порой в 10 раз тяжелее, чем понимая, в чем твой долг, пойти и умереть. И осознание себя, понимание, что ты справился с этим, быть может даст шанс, что когда придется по-настоящему выбирать между "красными" и "белыми" сделать правильный выбор. Порой и на игре, где нет никакого выбора можно найти свой путь к Богу.
Так что выбор - не самоцель.
jolaf From: jolaf Date: July 10th, 2007 05:27 pm (UTC) (link)

Re: ы

Про синие треугольники - это ты как-то вообще не в тему сказал. Очевидно, имеются ввиду глубокие, серьёзные, мотивированные выборы.

Конечно, умереть ради долга - это просто. Именно поэтому большинство именно так и поступало. Потому что у них не было адекватной по мощности и силе воздействия альтернативы. Потому что вся игра работала на это.

Выбор - не самоцель. Но это главное, что отличает ролевую игру от шоу.
131 comments --- Comment