?

Log in

No account? Create an account
Avatar Aircraft ECE - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
Avatar Aircraft ECE
Хотел сделать на коленке красивый ролик про всякую летающую технику из Аватара – просто полюбоваться. В итоге потратил чёртову уйму времени, зато узнал массу нового о современных кодеках, форматах видео, глюках всяческих кодеров-декодеров, видеохостингах, да и о Премьере тоже. Большое спасибо zoltan0 за консультации. Но это всё толком не опубликуешь, да и мало кому интересно (надумаете монтировать видео в HD – приходите), а ролик вот, держите – 15 минут экшена и торжества технологии, и минимум синих человечков. :)

Update: переделал ролик с использованием материалов расширенной версии (Extended Collector's Edition), выкинул затянутые куски, в итоге получились те же 15 минут, но ещё круче. :)

Мои любимые моменты – начало до 1:58 (про космос) и с 8:02 до 8:32 (взлёт армады Куоритча на рассвете – явственная реминисценция Апокалипсиса сегодня). Всё-таки, Кэмерон ужасно крут и потрясающе дотошен – очень здорово и детально сделаны все эти летающие хрени (кроме "Дракона" – этот жуткий уродец, будем честны, просто не способен летать), там масса интересных деталей конструкции, которые не видны при беглом просмотре. Взгляните хотя бы на 12:51 – как двигатели шаттла пытаются, регулируя вектор тяги, выровнять уже безнадёжно повреждённую машину... Да, разумеется, спойлеры – а что, кто-то ещё не смотрел? :)

К сожалению, ни на один нормальный видеохостинг это дело положить не удаётся, так что вот вам так себе качество на рутубе, а вот файл для скачивания в нормальном качестве H.264 AVC/AAC, 1280x720, 6 Mbps, 668 мегабайт:

Tags: , ,

78 comments --- Comment
Comments
yasko_moscow From: yasko_moscow Date: October 31st, 2010 09:51 pm (UTC) (link)
Спасибо! Все-таки люди в "Аватаре" великолепны!
Ужасно жаль, что в самом фильме так мало космоса. Хотя конвертопланы и экзоскелеты тоже ничего себе.
jolaf From: jolaf Date: October 31st, 2010 10:16 pm (UTC) (link)
Мм, кого из них ты называешь конвертопланом? :)
yasko_moscow From: yasko_moscow Date: November 1st, 2010 08:57 am (UTC) (link)
А к какому типу ЛА относятся все эти машины с ротором в кольце?
jolaf From: jolaf Date: November 1st, 2010 10:54 am (UTC) (link)
Авторы называют их "VTOL ducted rotor craft" или просто "rotor craft". На русский это нормально не переводится, я бы сказал, что из имеющихся русских терминов ближе всего они всё же к вертолёту. Принципиальное отличие от конвертоплана - невозможность развернуть винты в тянущее/толкающее положение.
modron From: modron Date: October 31st, 2010 11:02 pm (UTC) (link)
О, да. Не суть важно, насколько оно реально - но каким реальным оно выглядит!
Кстати а что ты к Дракону прикопался - конструкция конечно дурацкая, и не очень понятно для какого рода боевых действий предназначенная, но летать оно будет или не будет так же как и остальные летучие машины, в зависимости от потока воздуха создаваемого роторами. Т.е. фактически от тех-левела материалов из которых сделаны лопасти, и их движки (как я понимаю там по задумке электрический движок стоит в самом роторе, а генератор для его питания где-то в самом аппаарте)
modron From: modron Date: October 31st, 2010 11:11 pm (UTC) (link)
Черт - заценить ролик не смот :((
Мой макбук дома это просто не может проиграть без рывков и пауз - битрейт великоват, подозреваю что винт слишком тормозной.
jolaf From: jolaf Date: October 31st, 2010 11:16 pm (UTC) (link)
Это довольно странно - тут совершенно нормальный битрейт для такого разрешения.
modron From: modron Date: October 31st, 2010 11:17 pm (UTC) (link)
Ну а я не смотрю HD дома ибо тормозит. Т.ч. нормально, просто машинка слишком медленная.
jolaf From: jolaf Date: October 31st, 2010 11:32 pm (UTC) (link)
У Дракона слишком маленькие винты. Если у Скорпионов и Самсонов винты более-менее соразмерны с таковыми у современных вертолётов, то у Дракона они в разы меньше, да ещё и вращаются медленно (отлично видно на 5:20). Но даже если бы они вращались с максимальной скоростью, всё равно бы не смогли поднять такую махину, слишком маленькие.

У роторных механизмов есть предел тяги при заданном размере - и достигается этот предел, когда концы лопастей двигаются с околозвуковой скоростью. При переходе за сверхзвук там начинаются какие-то жуткие турбулентности (из-за того, что внешние части лопастей движутся на сверхзвуке, а внутренние - на дозвуке), короче не работает.

Движки там "линейные", то есть кольцо обмоток в кольце по периметру, плюс какие-то магниты на концах лопастей. Ступицы чисто опорные, не моторизированные, автоматы перекоса не используются, по понятным причинам. Питание - от турбин, их воздухозаборник и сопла хорошо видны на всех машинах.


Edited at 2010-10-31 11:36 pm (UTC)
modron From: modron Date: October 31st, 2010 11:39 pm (UTC) (link)
Да я в курсе. Но насколько я понимаю проблема с переходом на сверхзвук лопастей это проблема материалов - т.е. современные материалы это не перживают. Теоретически если материалы сменить на какие-нибудь в n раз более продвинутые, то почему нет?
Правда я думаю, что там еще должны быть проблемы из-за аццкого потока воздуха из этих турбин - например ничего там и близко летать не сможет. Да и скорее всего на таких скоростях потока начинаются уже эффекты дестабилизирующие всю конструкцию - всевозвозможные турбулетности в районе роторов, а не только на лопатках ...
modron From: modron Date: October 31st, 2010 11:44 pm (UTC) (link)
А, да, вспомнил что читал про эту конструкцию. Ну как бы скорость вращения ограничивается прочностью лопастей, прочностью опорных центральных втулок (это все материалы) и аэродинамическими эффектами от высокой скорости вращения и соответственно потока (что-то наверное принципиальное, что возможно лечится правильным подбором аэродинамики).

Вместо автоматов перекоса у них шарниры на которых держатся роторы (кстати должна быть аццки сложная и ненадежная конструкция). Про турбины понятно.

Честно говоря я так и не понял чем оно кроме внешнего вида лучше чем вертушки обычные :))
jolaf From: jolaf Date: November 1st, 2010 12:44 am (UTC) (link)
Кстати, гоню, автомат перекоса таки используется, хотя и с другими целями. Кстати, совершенно непонятно, где он расположен - Пандорапедия утверждает, что это "сервомоторы в кольце на внешних концах лопастей", но судя по видео и картинкам, никакого внешнего подвижного кольца там нет. Зато есть характерные втулки (видны даже на картинке в посте) в точках крепления лопастей к ступице, возможно перекос делается именно ими.

А собственно применений у перекоса два. Во-первых, роторы вращаются с постоянной скоростью, и тяга регулируется как раз регулировкой угла атаки лопастей. Во-вторых, на малых скоростях регулировкой угла атаки в передней и задней частях роторов регулируется тангаж (наклон вперёд-назад).
modron From: modron Date: November 1st, 2010 07:45 am (UTC) (link)
Не путай - "автомат перекоса", это система наклона всего винта. Ее там нет - там накланяюься роторы целиком.

Управление углом атаки лопасти винта это совсем другая система. Оно там может вполне быть, в кольце конечно ему быть негде, в этой схеме эти сервомоторы должны быть расположены где-то внутри самих лопостей или в центральной втулке (в зависимости от того, что их питает - общее кольцо снаружи или питание подводится через центр)

По надежности - у Осперей винты кращаются насколько я помню только вокруг одной оси и не служат системой управления кренами, тангажом - т.е. они там только "движетель". Большой винт в вертолете с одновинтовой схемой - это "все сразу" (для чего как раз и нужен автомт перекоса и управление углом лопастей), и в этих леталках в Аватаре управление всем ротором тоже служит именно для "всего и сразу", поэтому там требуется шарнир в двух плосткостях и с очень большой "отзывчивостью" т.к. это основное средство управления. А если учесть, что ротор фактически поддерживает вертушку в воздухе, то через этот шарнир заодно проходит "точка приложения силы" что мягко говоря усложняет его конструкцию :)


jolaf From: jolaf Date: November 1st, 2010 01:04 am (UTC) (link)
Кстати: http://www.amazon.com/dp/B0044XV3QY

Выйдет через пару недель. Не уверен, что хочу это покупать, но сомневаюсь, что его переиздадут на русском и что оно появится на торрентах. 3D там нету, но и хрен бы с ним, всё равно смотреть не на чем, а вот 40 минут вырезанных сцен - это круто.
modron From: modron Date: November 1st, 2010 07:47 am (UTC) (link)
Ну да - любопытно. Я бы купил, но он на BD - смотреть мне это нечем :) и покупать ради них BD-привод мне не охота.
Так что подожду торрентов.
ksotar From: ksotar Date: November 1st, 2010 10:24 am (UTC) (link)
Может, просмотр? :)
dair_spb From: dair_spb Date: November 1st, 2010 07:49 am (UTC) (link)
О, хоть в ru_scificrafts выкладывай :-)
jolaf From: jolaf Date: November 1st, 2010 08:26 am (UTC) (link)
Не возражаю. :)
necrobard From: necrobard Date: November 1st, 2010 08:19 am (UTC) (link)
Слаболетабельность того же "Дракона" меня сперва огорчила, но потом я вспомнил: сниженное тяготение! Атмосферная газосмесь явно имеет достаточную плотность, чтобы летали и неподъемные в земных условиях крылатые тварюшки, и нелепый "Дракон".
jolaf From: jolaf Date: November 1st, 2010 09:19 am (UTC) (link)
Там 0.8g и плотность атмосферы 1.2 земной, это существенно, но не радикально. Птички тамошние мне кажутся вполне летабельными и по земным меркам (крылья достаточно большие). И Скорпионы с Самсонами, и Дракон - земные машины, собранные на месте и слегка оттюненные под местные условия.

Но даже если бы Дракон был сделан специально для Пандоры, всё равно поднять такую махину (а она несёт, на минуточку, 11 штук AMP - это не считая кучи пушек, боезапаса к ним и т. п.) такими крошечными пропеллерами нереально.

Источники не раскрывают массу машин (и, подозреваю, неспроста :), но посуди сам: Дракон - 41.5 x 31.7 x 9.22 метра, 4 винта примерно по 8 метров диаметром, Самсон - 15.97 x 15.05 x 5.25 метра, 2 винта по 7.3 метра диаметром. Даже если не принимать во внимание то, что Самсон гораздо "ажурнее" Дракона, и брать чисто по линейным размерам, Дракон получается объёмнее в 10 (!) раз, а значит и массивнее примерно во столько же. При этом у Самсона штатная грузоподъёмность 6 тонн (на Пандоре - 9 тонн), а Дракон умудряется нести 11 AMP по 1.7 тонне каждый - то есть, 19 тонн, и это не считая десятка пушек, боезапаса к ним и так далее. Имхо, несоответствие налицо.
raul_rpg From: raul_rpg Date: November 1st, 2010 11:33 am (UTC) (link)
Одно замечание. Когда ты говоришь, что масса Дракона пропорциональна его объему ты все-таки несколько ошибаешься. Масса пропорциональна квадрату линейного размера, так как основная масса это поверхность, а площадь поверхности все-таки ниразу не объем.
_wanderer From: _wanderer Date: November 1st, 2010 02:02 pm (UTC) (link)
Мне очень странно утверждение про Дракона. Я МАИ не кончал конечно, но летать может все вопрос как)))
jolaf From: jolaf Date: November 1st, 2010 03:59 pm (UTC) (link)
Ну, технология-то озвучена и описана, так что вполне можно делать выводы.

По сравнению с теми же Самсонами, Дракон имеет тяговооружённость примерно двойную, а массу (и грузоподъёмность) больше примерно в десять раз.
_wanderer From: _wanderer Date: November 1st, 2010 04:09 pm (UTC) (link)
Как только тяжелые вертолеты летаю...А уж летаюшие краны так вообще загадка природы...
jolaf From: jolaf Date: November 1st, 2010 04:12 pm (UTC) (link)
У них очень большие винты. Больше их собственных габаритов.
78 comments --- Comment