?

Log in

No account? Create an account
Rolling shutter – страшнее, чем мы думали - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
Rolling shutter – страшнее, чем мы думали
Роллинг шаттер (Rolling shutter) – это эффект в цифровой фотографии и видео, возникающий из-за того, что процессор камеры снимает изображение не одновременно со всей матрицы, а построчно, соответственно, разные части одного изображения оказываются "сфотографированы" чуть-чуть в разные моменты времени. При съёмке быстродвижущихся объектов это порождает поистине чудовищные артефакты.

Несколько офигительных примеров: волны по струнам контрабаса, загибающиеся лопасти вентилятора, исчезающие лопасти пропеллера и вертолёт, летающий без вращения винта.

Tags: , ,

19 comments --- Comment
Comments
galahir From: galahir Date: April 22nd, 2011 04:15 pm (UTC) (link)
с вертолетом охуенно.
И как этого избежать?
jolaf From: jolaf Date: April 22nd, 2011 04:25 pm (UTC) (link)
Практически никак. Это конструктивная особенность камеры - время, за которое процессор успевает снять информацию с матрицы. Нужно просто помнить об этой проблеме и понимать, что может получиться в записи.

По ссылкам на википедию тоже отличные картинки на эту тему. :)

Говорят, что есть камеры, неподверженные этому эффекту, но я лично таких не встречал.

Вероятно, может помочь увеличение выдержки - движение размажется и роллинг будет не так заметен.

С вертолётом, кстати, насколько я понимаю, это нифига не роллинг шаттер, а простой стробоскопический эффект - винт вращается со скоростью, кратной частоте кадров видео (24, 25 или 30 кадров в секунду), соответственно, кажется, что он неподвижен. В этом смысле, может помочь смена частоты кадров.

А вот в случае вентилятора мы видим одновременно и стробоскоп (вращающийся вентилятор кажется стоящим), и роллинг - (загибание лопастей).
zoltan0 From: zoltan0 Date: April 22nd, 2011 06:11 pm (UTC) (link)
Ну почему никак, если есть возможность, не снимай на камеру с CMOS матрицей. Дешевые сейчас в основном такие, но более приличные по прежнему с CCD, которые такому глюку не подвержены. Панас по сих пор CCD делает, серии 600, 700, 800, 900. На фотик тоже можно такой эффект словить потому что фото камеры все с CMOS, ну и разрешение там ещё больше чем в видео камерах.

Про вертолёт, там смысл не в том что вращения винта не видно, а то что лопасти исчезают. Пока матрицу по строкам сканируют, лопасть в горизонтальном положении успевает убежать.
jolaf From: jolaf Date: April 22nd, 2011 06:20 pm (UTC) (link)
О, спасибо, нюанса с CCD я не знал.

Говоря "никак" я имел ввиду, что если камера так работает, то ничего с этим не сделаешь.
zoltan0 From: zoltan0 Date: April 22nd, 2011 06:37 pm (UTC) (link)
Если камера так работает то её просто не надо было покупать, если, конечно это не камера в мобиле. Не советую брать сони, у них rolling shutter, если верить тестам, до сих пор ярко выражен. Я кстати нагнал, в HD в любительски камерах Панас уже тоже перешел с CCD на некий MOS, что это такое ХЗ, но, видимо не обычный CMOS, а какой-то особенный. По тестам у них неплохо получается.

http://tests.videostyle.ru/tests/i-snova-bitva-gigantov-god-2010-j/
jolaf From: jolaf Date: April 22nd, 2011 08:05 pm (UTC) (link)
О, отличная ссылочка, спасибо!
zoltan0 From: zoltan0 Date: April 22nd, 2011 08:17 pm (UTC) (link)
Я просто сам себе тоже HD камеру подбирал, подбирал... но пока только теоретически. Что-то мы пока решили что столько денег тратить не будем. 700-я модель стоит уж больно дофига, а 800 и 900 это примерно то же самое, косметические изменения. Но есть ещё и 600, это порезанная 700-я, нету ручной фокусировке на объективе (но если честно, нафик она не сдалась, я не умею снимать чтобы руками в динамике двигать фокус, и вряд ли научусь уже) и ещё чего-то не существенного. Вот её я бы может прикупил если бы она ещё и подешевела дополнительно.
mirdin From: mirdin Date: April 22nd, 2011 04:41 pm (UTC) (link)
У вертолета скорее всего не этот эффект, а обычный эффект стробоскопа (как колеса машин крутящиеся назад в старых кино, когда не было никаких цифровых камер :)).
jolaf From: jolaf Date: April 22nd, 2011 04:43 pm (UTC) (link)
Да.


Edited at 2011-04-22 04:43 pm (UTC)
modron From: modron Date: April 22nd, 2011 04:47 pm (UTC) (link)
Вообще насколько я помню этот термин исходно относился к кинокамерам, где затвор представлял собой вращающийся с той или иной скоростью диск без сектора - скоростью вращения диска регулировалась выдержка. Я могу ошибаться, но кажется так.. и эффекты видимо схожие :)
jolaf From: jolaf Date: April 22nd, 2011 04:50 pm (UTC) (link)
Насколько я знаю, ты совершенно прав. :)
From: lair Date: April 22nd, 2011 07:37 pm (UTC) (link)
Йолаф, матрица тут не при чем, на самом деле. Эффект возникает из-за того, что затвор на большей части современных малоформатных камер - щелевой, и представляет собой, что логично, щель разной ширины, двигающуюся вдоль матрицы/пленки с постоянной скоростью.

Как следствие, этого эффекта нет на выдержках больше выдержки синхронизации (потому что затвор открывается полностью) и на камерах с центральным затвором.
jolaf From: jolaf Date: April 22nd, 2011 08:02 pm (UTC) (link)
Ты прав, конечно. Но я здесь говорю в первую очередь о видеокамерах и фотокамерах, используемых для съёмки видео, то есть, о ситуации, когда механического затвора нет или он не используется.
From: lair Date: April 22nd, 2011 08:29 pm (UTC) (link)
Тогда не надо писать, пожалуйста, о "цифровой фотографии", в которой en masse этот эффект вызван другими причинами. А то ведь люди подумают, что у пленочной фотографии этого нет (ха!)
jolaf From: jolaf Date: April 22nd, 2011 10:01 pm (UTC) (link)
Плёночная фотография людей en masse просто не интересует.
From: lair Date: April 23rd, 2011 06:28 am (UTC) (link)
В цифровой фотографии этот эффект тоже вызван обычно не теми причинами, о которых ты пишешь.
jolaf From: jolaf Date: April 23rd, 2011 11:12 am (UTC) (link)
Вот тут отличные фотки с CMOS-матрицы:
http://en.wikipedia.org/wiki/Rolling_shutter
From: lair Date: April 23rd, 2011 04:37 pm (UTC) (link)
...с беззатворных камер.

Я про то, что не надо списывать это всегда на матрицу. Все то же самое легко получить на CCD-камере с неудачной установкой выдержки. Я вот регулярно получаю то, что там называют partial exposure, с обычными фотографическими вспышками (и матрица тут не при чем).

Собственно, полезно понимать, что на нормальных фотокамерах чтение матрицы происходит за закрытым затвором, и этот эффект невозможен.
jolaf From: jolaf Date: April 23rd, 2011 04:53 pm (UTC) (link)
Да, это я понимаю.
19 comments --- Comment