?

Log in

No account? Create an account
Какой купить GPS ? - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
Какой купить GPS ?
После игры меня спросили, какой покупать GPS. Позволю себе уточнить вопрос прежде, чем отвечать – какой купить GPS для хождения пешком по лесу. Это важно, потому что для перемещения на автомобиле, морском судне, самолёте и даже велосипеде требования к прибору будут заметно другими.

Теперь попробую ответить, по возможности исчерпывающе.

1. Покупать надо Garmin, однозначно.

2. В приборе обязательно должен быть электронный компас. Любой GPS умеет определять направление вашего движения по спутникам, но для этого вы должны двигаться, причём двигаться более-менее в одном направлении, достаточно продолжительное время и достаточно быстро. Движение пешком по лесу, обходя деревья и ямы, категорически не подходит под эти критерии, и без компаса поиск конкретной, уже занесённой в прибор точки запросто превращается в движение вокруг неё по кругу радиусом метров двадцать. Ночью это особенно увлекательное занятие.

3. Идёте вот сюда, ставите слева галочки High-sensitivity receiver и Electronic compass и вуаля – вот вам 22 модели (на май 2012 года), любая из которых вам в принципе подойдёт, исходя из двух предыдущих пунктов.

4. Очень вероятно, что вам подойдёт Foretrex 401, у меня именно такой. Его преимущества:

– Он очень маленький и лёгкий, и крепится на запястье, как большие часы. Можно чуть выше, на предплечье той же руки, что и часы. Впрочем, в нём самом часы конечно же тоже есть, причём абсолютно точные, как и в любом GPS.
– Он не занимает руку, что важно при ходьбе по лесу, он не болтается у вас на шее, вы не рискуете потерять его, уронить его или упасть на него, споткнувшись.
– На его экран можно поглядывать, не убирая руки с цевья винтовки, а взгляда – с направления "на противника".
– Он умеет всё, что на самом деле нужно – помнить кучу точек, вычислять расстояния между ними и направления на них, запоминать и рисовать на экране трек вашего перемещения и обмениваться этим всем с компьютером по USB и с аналогичными устройствами по радио.
– Он самый дешёвый в классе, $200 в западных интернет-магазинах, $300 в наших. Кроме самого факта это хорошо ещё и тем, что в случае чего вам будет не так больно его лишиться, а в условиях леса это вполне вероятно. Гармины, конечно, очень крепкие все, но от попадания, скажем, страйкбольного шарика в экран никто не застрахован. Кстати, экран у него маленький, значит маленькая цель.

Недостатки, конечно, тоже есть, хотя на мой взгляд они не очень существенны:

– Маленький экран, очевидная плата за компактность.
– Никакой поддержки карт. В окне карты вы видите только точки и ваш трек. Но если подготовиться к поездке заранее и занести в прибор все нужные ориентиры, это перестаёт быть проблемой, да и бумажные карты никто не отменял. А во многих случаях и то и другое оказывается не нужно, так как ориентироваться приходится в точках, которые вы сами добавляете в прибор по ходу дела.
– Маленькое разрешение экрана. Да, бывает неудобно, особенно при кучном расположении точек. Пожалуй, это главный недостаток этого прибора.
– Черно-белый экран, даже без оттенков серого. В условиях отсутствия карт не проблема вообще.
– Компас двухосевой, что означает, что для правильного определения направления прибор нужно держать горизонтально. На практике это означает, что при движении по лесу приходится периодически делать остановки на несколько секунд, чтобы уточнить направление. Впрочем, это и так приходится делать в любом случае, так что проблема не велика.
– Парадоксально, но свободная рука есть только при движении по прибору. Как только появляется необходимость что-то регулировать, в общем, использовать кнопки – заняты оказываются обе руки. Альтернатива, ручной прибор, занимает руку всегда, когда используется, но и управляется он той же самой одной рукой.

5. Начиная с этого места мои рассуждения уже не проверены личным опытом, хотя я и достаточно в них уверен.

Итак, если вам не критично крепление на запястье или напрягают какие-то недостатки Фортрекса, то стоит обратить внимание на приборы нового поколения (увы, наручного прибора в новом поколении пока не сделали). Говоря о новом поколении, я имею ввиду в первую очередь две фичи. Во-первых, это трёхосевой компас (Electronic compass: tilt-compensated, 3-axis), позволяющий определять направление на цель при любом положении прибора в пространстве, это должно быть весьма удобно. Во-вторых, это функция Custom Maps, позволяющая в несколько простых действий залить в прибор вашу собственную карту. Отсканированную бумажную, вытащенную из гугла или яндекса, выложенную на сайте организаторами страйкбольной или ролевой игры... любую, ту, которая вам нужна именно в этой конкретной поездке, и которая для этой конкретной поездки наверняка окажется лучше и удобнее любой универсальной. Мне лично это кажется исключительно ценным.

К сожалению, для этих двух фич нет галочек в селекторе на сайте Гармина, так что приходится вручную проверять модели в списке (напоминаю, их всего 22) на предмет наличия нужных фич в спецификациях. На практике это означает, что из списка выпадают старые модели Summit и Vista, а также Rino 530HCx, и остаётся всё остальное, то есть eTrex 30, Dakota 20, серии Oregon и Montana и старшие модели серий GPSMAP 62, GPSMAP 78 и Rino.

Модели в рамках перечисленных серий отличаются друг от друга наличием фотокамеры и предзагруженных карт. Но чем же отличаются сами серии? Ключевое отличие – это кнопки (eTrex, GPSMAP) или тачскрин (серии с названиями американских штатов и Rino). На мой взгляд, выбор следует делать однозначно в пользу кнопок. Кнопки дают чёткое управление, спокойно воспринимают грязь и перчатки на руках (в том числе грязные), а также дают ясную обратную связь (по ощущению в пальцах понятно, нажал ты кнопку или не нажал). Приборы с тачскрином, с другой стороны, имеют бОльшего размера экран при том же размере корпуса. В приборы серии Rino также встроена рация (FRS/GMRS 466 Мгц, 5 Ватт), насколько это практично – неясно. В остальном серии различаются в основном количественно – размером и разрешением экрана и объёмом памяти.

6. Исходя из всего перечисленного, если бы я сейчас покупал GPS, это был бы или уже описанный выше Foretrex 401, либо самый маленький и дешёвый из перечисленных в предыдущем пункте eTrex 30. $300 в западных интернет-магазинах, $400 в наших, цветной экран, 25 часов работы на одном комплекте батарей, 1.7 гигабайта встроенной памяти для карт, поддержка microSD-карточек, режим автонавигатора, и, что немаловажно, поддержка российских спутников ГЛОНАСС (на данный момент это единственная модель, которая это умеет), что означает повышенную точность и ускоренное начальное позиционирование. В общем, то что надо.

7. Если хотите, можете заплатить больше – за большой экран, высокое разрешение, камеру и предзагруженные карты. Для иллюстрации, вот вам сравнение eTrex 30 за $300 и самой навороченной Montana 650t за $700. Оно вам надо? :)

Tags: ,

38 comments --- Comment
Comments
talyr_alexey From: talyr_alexey Date: May 14th, 2012 03:13 am (UTC) (link)
А у меня компас простой всегда был, так что я взял к нему в пару eTrex Legend HCx :)
raniel_glorlas From: raniel_glorlas Date: May 14th, 2012 08:27 am (UTC) (link)
У меня тоже. Полностью устраивает. Впрочем, мне от него кроме трека и точек, которые можно легко потом скинуть на комп, больше ничего и не нужно особо.
jolaf From: jolaf Date: May 14th, 2012 12:48 pm (UTC) (link)
Проблема внешнего компаса в том, что когда тебе нужно, стоя посреди леса, понять, в какую сторону тебе идти, чтобы добраться до нужной точки, тебе приходится некоторое время крутить прибор, совмещая его показания с компасом. Это довольно неудобно.
talyr_alexey From: talyr_alexey Date: May 14th, 2012 01:04 pm (UTC) (link)
Не очень понял, зачем?

Вариант 1 - у меня есть GPS-координаты и я иду по ним по треку от точки к точке, компас зачем?

Вариант 2 - у меня нет координат, мне примерно известно, что "надо к озеру за таким-то населенным пунктом" - включаю навигатор, ловлю спутники, качелькой масштаба карту до предела и привязываюсь к местности по крупным населенным пунктам и статичным ориентирам, при необходимости делая несколько шагов туда-сюда.

Вариант 3 - у меня сдох и второй комплект аккумов в GPS (пока не сталкивался, акб все еще свежие) . Но я все еще знаю, что надо идти, к примеру, на северо-запад - достал из подсумка на лямке рюкзака тот самый компас с лупой и линейкой, иду по нему сверяясь по памяти а что за точки были у меня в треке и что я уже прошел.

Вариант 4 - мне повезло и дали армейскую подробную карту и там полно "вкусняшек", которых в электронной версии нет. Иду по компасу и бумажной карте.
jolaf From: jolaf Date: May 14th, 2012 01:17 pm (UTC) (link)
Я говорю в первую очередь об ориентировании только по прибору в густом лесу, где никаких других ориентиров нет в принципе, например ночью.

Когда ты идёшь напрямик по буреломному лесу, петляя между поваленными деревьями, спутниковый компас сильно промахивается. Если нужно найти конкретную никак заметно не отмеченную точку (например, прикопанные рюкзаки), спутниковый компас на практике начинает водить по кругу вокруг неё. В итоге находишь, но неудобно.
talyr_alexey From: talyr_alexey Date: May 14th, 2012 01:28 pm (UTC) (link)
Да, это может быть не очень удобно, согласен.
Но пока как-то редко сталкивался с подобным при хождении с GPS.
А рюкзак, когда сам закапываешь, сперва долго обдумываешь куда бы его понадежнее прикопать, чтобы поближе взять. Ходишь туда-сюда, высматриваешь :) Так что потом уже достаточно в окрестностях точки оказаться (если не ночью, ночью да, худо).
raniel_glorlas From: raniel_glorlas Date: May 14th, 2012 07:03 pm (UTC) (link)
Ну, рюкзаки мы с ним находили, хотя, согласна, не очень удобно. А в общем, полагаться целиком на электронику неразумно. У меня однажды GPSка завредничала - видимо, взяла дурной пример с наших старших - показывала стрелку на жёлтом фоне, и всё. Главное, уже в Москве карту места, где мы ходили, показала. У меня с собой всё равно были и компас, и карты, и космоснимки, но в одном месте, где у заказника был узкий перешеек, я на месте не смогла понять, является ли территорией заказника застроенный участок. Ну, точки ставились, и трек писался, так что нормально всё было...
pashap From: pashap Date: May 14th, 2012 02:41 pm (UTC) (link)
Но внешний компас, как минимум на страйкболе, тоже нужен - каждый раз, когда случайно подносишь GPS к мотору привода, приходится его компас калибровать заново.
jolaf From: jolaf Date: May 14th, 2012 02:46 pm (UTC) (link)
О как! Внезапно.
tzirechnoy From: tzirechnoy Date: May 14th, 2012 03:23 am (UTC) (link)
>причём двигаться более-менее в одном направлении, достаточно продолжительное время и достаточно быстро.

Секунд 5, со скоростью 2 км/ч. Пять секунд -- поскольку частота обновлений обычно секунда-две, 2 км/ч -- потому, что точность скоростемера где-то полтора при выбросах.

И я за спиртомеханический компас с увеличительным стеклом. Ни разу, правда, не видел такого в GPSке.

3a_5648 From: 3a_5648 Date: May 14th, 2012 10:19 am (UTC) (link)
КИ-13 приклеить?
xeniaku From: xeniaku Date: May 14th, 2012 06:25 am (UTC) (link)
спасибо, очень ценный пост. нам всё это, видимо, предстоит. в смысле - покупка и геморрой с точками :)
jolaf From: jolaf Date: May 14th, 2012 12:59 pm (UTC) (link)
Прибор можете без проблем взять у меня. Да и насчёт геморроя можем попробовать договориться. :)
xeniaku From: xeniaku Date: May 14th, 2012 01:01 pm (UTC) (link)
круто-круто! ты зайчик :)
galenel From: galenel Date: May 14th, 2012 06:38 am (UTC) (link)
Модели велосипедные и пешие примерно совпадают. У нас гармин.oregon 450 уже два года, под велик, треккинг и путешествия вообще - всем довольны.
jolaf From: jolaf Date: May 14th, 2012 01:00 pm (UTC) (link)
Для велопоездок не критичен электронный компас, что сильно расширяет диапазон пригодных приборов.
galenel From: galenel Date: May 14th, 2012 03:30 pm (UTC) (link)
Ну, для велосипедных соревов по ориентированию компас в gps очень даже ценен. Другое дело, что муж предпочитает пользоваться старым добрым компасом, если надо что-то аккуратно посчитать.
m9a1_gernsback From: m9a1_gernsback Date: May 14th, 2012 07:06 am (UTC) (link)
Принято. Учту. Спасибо :)
jolaf From: jolaf Date: May 14th, 2012 01:01 pm (UTC) (link)
aradan_1 From: aradan_1 Date: May 14th, 2012 07:08 am (UTC) (link)
Ну да, для пешки вопрос получается "какой Гармин взять?"

Кстати, а ты не можешь помочь с настройкой обычного GPS, автомобильного? У него программы слетели из-за КЗ в зарядном устройстве, а сам прибор жив.
jolaf From: jolaf Date: May 14th, 2012 01:02 pm (UTC) (link)
Нет-нет, ОБЫЧНЫЙ GPS - это как раз то, о чём я тут пишу. А автомобильные - это кастомизированное извращение. :)

Помочь не могу, увы. :(
3a_5648 From: 3a_5648 Date: May 14th, 2012 10:11 am (UTC) (link)
У меня почти все знакомые ориентировщики пользуют GPS 76 (не MAP), и утверждают что альтернативы конечно есть, но выигрыш разницей в цене не окупается. Сам такой много лет пользую, хоть он и не единственный - используется даже чаще автонавигатора. Потому что стабильнее. Единственное чем не подходит под описание - это отсутствием магнитного компаса, но не напрягает, потому что динамический работае очень четко, даже на минимальной скорости и в отличие от магнитного некритичен к положению корпуса вообще. Тоесть поглядывая на висящий на шее в позе "вверх ногами" прибор - всегда знаешь точный азимут. А как я посмотрю в спорториентировании это основное положение прибора.
Етрахи - не советую, ввиду СИЛЬНО упрощенного алгоритма компенсации дрейфа как раз они ИМЕЮТ проблемы с динамическим компасом.

Edited at 2012-05-14 10:12 am (UTC)
jolaf From: jolaf Date: May 14th, 2012 01:23 pm (UTC) (link)
Нет, не понимаю. Динамический компас совершенно бесполезен, когда ты петляешь по бурелому или тем более когда ты сделал привал на полянке и потом пытаешься понять, в какую же сторону тебе теперь идти. Впрочем, подозреваю, что спорториентирование имеет какую-то свою специфику.

Мм, что ты называешь компенсацией дрейфа в применении к GPS? По мне так спутниковый компас актуален только на заведомо движущейся технике (и в этом случае он точнее магнитного), в остальных случаях магнитный удобнее и спутниковый тут скорее от безрыбья.
3a_5648 From: 3a_5648 Date: May 14th, 2012 07:30 pm (UTC) (link)
Дело в том,что в спорториентировании на месте не стоят в принципе. Они знаешь на время бегают :-) А в случае привала - достаточно сделать 2-3 шага в любом направлении чтобы получить азимут. По крайней мере на 76-м.

Дрейфом в данном случае называется разброс между соседними отсчетами. Отсутствие вменяемой компенсации (как в етрахе) приводит к постоянному дрожанию точки в случае неподвижного прибора и превращении прямой в ломанную и дрожанию азимута при движении. В GPS-76 и его одноклассниках используется хитрый статистический алгоритм с хранением изрядного кеша отсчетов позволяющий компенсировать этот дрейф. Я так понимаю что и координаты он физически получает несколько чаще чем выдает :-) Что тоже способствует. По крайней мере у него на месте точка не дрожит, при этом сохраняется высокая чувствительность к началу движения. Что собственно и дает точность динамическому компасу.
jolaf From: jolaf Date: May 14th, 2012 10:08 pm (UTC) (link)
Слушай, а откуда данные? Я дрожащую статическую точку видел, по-моему, только на древнем GPS 12, всё что новее вроде этим не страдает.
3a_5648 From: 3a_5648 Date: May 15th, 2012 12:17 am (UTC) (link)
От ориентировщиков, исследовавших вопрос. Нормальные - да, не страдают, ертахи - все, по крайней мере я не видел ни одного етраха который бы этим НЕ страдал.
jolaf From: jolaf Date: May 15th, 2012 12:32 am (UTC) (link)
Ну, будем надеяться, что в новой серии пофиксили. :)
mor From: mor Date: May 14th, 2012 09:39 pm (UTC) (link)
У меня Орегон 450, до этого был Legend. На практике этот дурацкий электронный компас вечно сбивается от малейшего чиха, вблизи болота или привода, никогда на него не полагайся и имей классический. Сенсорное управление сильно ускоряет процесс ввода точек и т.п., при этом с перчатками вполне себе работает, с грязью и т.п. тоже - девайс на это рассчитан.
PS: этот самый орегон в США стоит довольно дешево - $330. А два года назад я покупал за $400. У нас они почему-то жутко дорогие.
PPS: жалею, что не взял модель с фотиком. Глупость? Офигенно удобная штука, накладывать на карту фотоориентиры. Высокого качества тут никому не надо.
jolaf From: jolaf Date: May 14th, 2012 10:10 pm (UTC) (link)
Интересный взгляд, спасибо!
leotsarev From: leotsarev Date: May 15th, 2012 05:29 am (UTC) (link)
Хотел спросить — какие преимущества видятся у отдельных GPS по сравнению с встроенными в смартфоны?
talyr_alexey From: talyr_alexey Date: May 15th, 2012 07:26 am (UTC) (link)
Ну, для начала, есть чисто утилитарные различия... у тебя пыле- влаго- защищенный смартфон? Как он относится к внезапным падениям? Если акб сядет, можно поставить пальчиковые батарейки?

Еще все от модели смартфона зависит - какой в нем приемник? Карты именно по GPS (спутниковая) или привязка не к спутникам, а к точкам-ретрансляторам мобильной связи?
leotsarev From: leotsarev Date: May 15th, 2012 07:31 am (UTC) (link)
Ну, для начала, есть чисто утилитарные различия... у тебя пыле- влаго- защищенный смартфон? Как он относится к внезапным падениям? Если акб сядет, можно поставить пальчиковые батарейки?
Эти различия понятны. Ну мы говорим не о турпоходе, а о ролевой игре — т.е. тепличных условиях, на самом деле.

Еще все от модели смартфона зависит - какой в нем приемник? Карты именно по GPS (спутниковая) или привязка не к спутникам, а к точкам-ретрансляторам мобильной связи?
Я вроде пишу про GPS.
jolaf From: jolaf Date: May 15th, 2012 10:16 am (UTC) (link)
В принципе, в условиях ролевой игры с электричеством GPS в смартфоне уместен примерно настолько же, насколько уместен сам смартфон. Дальше вопрос в том, что в заводской GPS встроен проверенный, отлаженный. надёжный как скала софт, который работает и делает всё, что нужно. Под смартфон надо выбирать и ставить программу, они все в разной степени глючные, сопрягать эту программу с программой на компе... Короче говоря, выбор программы под смартфон по сути аналогичен выбору модели аппаратного GPS.
talyr_alexey From: talyr_alexey Date: May 15th, 2012 07:29 am (UTC) (link)
У самого есть Nokia N8, там есть именно GPS, но в лес я с ней не хожу :)
mehlvin From: mehlvin Date: May 18th, 2012 08:43 am (UTC) (link)
Можешь сказать, какие из них умеют азимут. (т.е. от заданной точки отложить азимут в градусах и метрах и вести на него?)
jolaf From: jolaf Date: May 18th, 2012 06:03 pm (UTC) (link)
Сходу не скажу, надо проверять. В GPS 12 было в своё время, с тех пор ни разу не было нужно. Проверяется просто - скачивается мануал к прибору и просматривается на предмет оной фичи. На английском это называется, если не путаю, projecting waypoint.

Edited at 2012-05-18 06:04 pm (UTC)
burning_wolf From: burning_wolf Date: May 18th, 2012 04:46 pm (UTC) (link)
У меня 62-й, был этрекс.
В 62-м недостатков так и не нашел. Большая антенна значительно улучшает прием. Карты поддерживает и векторные и растровые. Зачем нужен компас в ГПСе не понимаю.
jolaf From: jolaf Date: May 18th, 2012 06:05 pm (UTC) (link)
Компас в GPSе для того, чтобы не таскать с собой обычный компас и не тратить время на сверку показаний.
38 comments --- Comment