?

Log in

No account? Create an account
Иерусалимское королевство HFR - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
Иерусалимское королевство HFR
Делясь после просмотра Хоббита в 48 к/с впечатлениями с Энди и обсуждая технические детали, я внезапно осознал, что ведь при съёмке на обычную miniDV-камеру кадров-то на самом деле не 25, а 50 – просто в каждом нечётном кадре присутствуют только нечётные строки, а в каждом чётном – только чётные.

При просмотре на телевизоре с черезстрочной развёрткой это даёт субъективные 50 кадров в секунду (тот самый "эффект мыльной оперы"), а при просмотре на мониторе без специальной обработки даёт характерную "гребёнку". Для борьбы с "гребёнкой" при монтаже производится операция, называемая deinterlace – на практике она обычно сводится к тому, что чётные кадры просто выкидываются, и используются только нечётные, причём строки удваиваются. Получаются те самые 25 прогрессивных кадров в секунду, при этом эффективное вертикальное разрешение получается вдвое ниже исходного – 288 строк вместо 576. Именно так я снимал и монтировал, пока не обзавёлся HD-видеокамерой, умеющей снимать сразу в прогрессиве, именно так сняты и смонтированы Пробуждение и Последнее Предсказание, и точно так же был недавно снят и смонтирован ролик про Иерусалимское королевство.

Но теперь я подумал – раз уж я всё равно теряю на деинтерлэйсе половину вертикального разрешения, так почему бы не достать и не использовать также и чётные, выкинутые кадры? Из того же самого исходника получится то же самое видео, только кадров в секунду будет реально вдвое больше! Собственно, идея на самом деле не нова, и проблемы с этим подходом известны – за счёт того, что чётные и нечётные кадры содержат разные участки изображения, тонкие контрастные горизонтальные линии в изображении, попавшие, например, в чётные строки и не попавшие в нечётные, начинают моргать. Но это не всегда такая уж большая проблема.

В общем, сказано – сделано, вот результат – клип про Иерусалимское королевство в 50 кадров в секунду. Увы, видеохостинги отказываются показывать файлы с более чем 30 кадрами в секунду и понижают частоту кадров при конвертации, чем убивают весь замес, так что я лишён возможности повесить сюда красивенькое видео, а вам придётся скачать файл, чтобы посмотреть его. Как видно, в ряде мест ожидаемое моргание горизонтальных линий вполне себе наличествует, но таких мест немного, и смотреть оно вроде бы не мешает. Для сравнения, вот старая версия, в 25 кадров в секунду, та же, что и здесь.

Почему эта идея не пришла мне в голову раньше? Думаю, потому, что я всегда стремился сделать свои фильмы максимально похожими на кино, и всегда считал идеалом 24 кадра в секунду, максимум 25. А теперь вон новые времена, новые веянья, новая мода. :)

Tags: , , ,

18 comments --- Comment
Comments
anderson_mike From: anderson_mike Date: January 9th, 2013 04:16 am (UTC) (link)
Познавательно :)
bodhij From: bodhij Date: January 9th, 2013 04:46 am (UTC) (link)
а почему ты считаешь, что при деинтерлейсе выкидываются четные кадры? Бывает что нечетные, а бывает вообще оставляется нечто среднее. все зависит от декодера и алгоритма кодирования, разве нет?
jolaf From: jolaf Date: January 9th, 2013 04:52 am (UTC) (link)
Для простоты изложения. :)
bodhij From: bodhij Date: January 9th, 2013 04:57 am (UTC) (link)
а:)
ruined_ajantis From: ruined_ajantis Date: January 9th, 2013 06:21 am (UTC) (link)
Крутатенски!
Пойду качать)
jolaf From: jolaf Date: January 9th, 2013 07:34 am (UTC) (link)
В принципе, техника делания этого в Премьере очень проста - если сохранились исходники и проект. Так что если понравится, может и ещё что-нибудь из твоего в такой формат перегнать. :)
ruined_ajantis From: ruined_ajantis Date: January 9th, 2013 07:42 am (UTC) (link)
надо будет глянуть чего есть) новое веение понимаешь, вдохнет новую жизнь в наши творения)
тебе надо вашу сагу перегнать в этот формат!)
jolaf From: jolaf Date: January 9th, 2013 07:46 am (UTC) (link)
Сагу как раз без шансов, она снята на новую камеру сразу в прогрессиве. Разве что специальными фильтрами обработать уже готовое видео, интерполировать вставные кадры по соседним, но это совсем другой процесс, хотя и с похожим результатом.
zoltan0 From: zoltan0 Date: January 9th, 2013 08:59 am (UTC) (link)
Хехе, с добрым утром, так сказать :)

На самом деле деинтерлейсер который выкидывает половину информации это самый негодный деинтерлейсер. На практике такие не используются нигде. У тебя же наверное есть LCD телевизор, и он нормально показывает эфирные каналы включая HDTV и DVD которые все идут в интерлейсе. Для того чтобы показать на своём экране без черезстрочной развёртки каждый такой телевизор делает деинтерлейс, причем вполне прилично. Никакой гребёнки обычно не видно.

Если у тебя есть HD камера, то в ней обязательно есть режим 1080i, и она будет снимать 50/60 полукадров интерлейс HD видео, можешь без всякой мороки делать HDTV качества фильмы. На любом HD телевизоре ты не увидишь гребёнки потому что телевизор сделает деинтерлейс нормальным встроенным алгоритмом.
jolaf From: jolaf Date: January 9th, 2013 10:08 am (UTC) (link)
Нет, у меня нет LCD-телевизора, у меня есть ЭЛТ-телевизор, которому ХЗ сколько лет и который я включаю не чаще раза в год, куранты послушать. :)

Меня вообще не интересуют телевизоры в качестве проигрывающих устройств, и меня тошнит от интерлейса, идиотского по сути своей. Всё, что я монтирую, я монтирую для просмотра на компьютере и распространяю через Интернет, а желающие смотреть это зачем-то на телевизоре пусть геморроятся с этим сами. :)

Основные проблемы с интерлейсом возникают при монтаже, при наложении эффектов, плавном изменении масштаба, плавном изменении скорости проигрывания, сочетании в одном кадре с картинками и прогрессивным видео, и прочих таких вещах. Поэтому я всегда монтирую в прогрессиве, а имея дело с интерлейснутыми исходниками начинаю всегда с того, что деинтерлейсю их. Я не знаю, как именно и каким именно фильтром Премьер это делает, но вертикальное разрешение при этом уменьшается совершенно отчётливо, и я подозреваю, что таки вдвое.
modron From: modron Date: January 9th, 2013 11:00 am (UTC) (link)
>>>меня тошнит от интерлейса, идиотского по сути своей

Йолаф, ну этой же технологии 50 лет примерно. И ее появление более чем обосновано той техникой... а инерционность массовых технологий ужасна, как ты понимаешь.

Тогда она была обоснована, да и нынешнее "почти" FullHD 1080i тоже вполне обоснованно, хоть и мерзко.
jolaf From: jolaf Date: January 9th, 2013 11:11 am (UTC) (link)
Я понимаю, откуда это берётся и зачем оно нужно. Это не отменяет того факта, что по сути своей оно идиотское и меня от него тошнит. :)
modron From: modron Date: January 9th, 2013 10:57 am (UTC) (link)
Йолаф, во-первых деинтерлейс это не просто "выкидывание" четных строк. Это все-таки более интеллектуальная процедура (даже несколько алгоритмов есть) при которой строки восстанавливаются интерполяцией. Т.ч. итоговое разрешение несколько больше чем половина исходного.

Ну и второй момент - не факт, что "более телевизионная" т.е. более плавная картинка будет плюсом в не минусом для восприятия ролика даже с монитора. Хотя скорее в данном случае это плюс т.к. снято видеокамерой, и эффекта "кино" все равно нет


jolaf From: jolaf Date: January 9th, 2013 11:11 am (UTC) (link)
Я в курсе, просто я пишу в расчёте на неспециалистов, которых грузить лишними подробностями не хочется, а в первом приближении описанное мной на практике недалеко от истины.

Я не знаю, что там насчёт интеллектуальной процедуры, но то, что делает Премьер, по ощущению просаживает вертикальное разрешение как раз примерно вдвое. Может быть, это можно улучшить установкой каких-нибудь крутых плагинов, но меня на это никогда не хватало. И осваивать эту область всерьёз сейчас, при наличии прогрессивных камер, уже вряд ли есть смысл.

Как раз для того, чтобы можно было оценить, что лучше, а что хуже, я и сделал вторую версию клипа - чтобы можно было сравнить и сделать выводы.
modron From: modron Date: January 9th, 2013 12:15 pm (UTC) (link)
>>>И осваивать эту область всерьёз сейчас, при наличии прогрессивных камер, уже вряд ли есть смысл.

Большинство сравнительно дешевых FullHD камер умеют писать:
720 50p
1080 24/25p
1080 50i

и все :))
Хочешь 50 fps - будешь мучиться с интерлейсом. Хотя в последнее время ситуация несколько улучшается и уже не очень редко встречаются камеры пишущие 1080 50/60p
jolaf From: jolaf Date: January 9th, 2013 01:07 pm (UTC) (link)
Во-первых, в подавляющем большинстве случаев 25 fps достаточно.

Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев 720p достаточно.

В-третьих, до массового 1080p/60fps реально осталась пара лет.

В-четвёртых, насколько я понимаю, deinterlace предназначен для того, чтобы из 50i сделать 25p - то есть, из двух кадров половинного разрешения по вертикали сделать один кадр более чем половинного разрешения. При попытке сделать из 50i - 50p, как я понимаю, деинтерлейс бесполезен, так как каждый кадр и так используется полностью.


Edited at 2013-01-09 01:07 pm (UTC)
modron From: modron Date: January 9th, 2013 01:51 pm (UTC) (link)
>>При попытке сделать из 50i - 50p, как я понимаю, деинтерлейс бесполезен, так как каждый кадр и так используется полностью.

Не совсем верно. При переводе 50i->50p все равно надо восстанавливать потерянные строки каждого кадра и это тоже как я понимаю делается "смешивая" имеющиеся строки текущего кадра и следующего\предыдущего. Т.е. тоже не совсем уж "влоб копируя строчки".
jolaf From: jolaf Date: January 9th, 2013 03:20 pm (UTC) (link)
Да, наверное ты прав.
18 comments --- Comment