?

Log in

1924: Правила по преступлениям - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
1924: Правила по преступлениям
Правила по преступлениям в привычном уже понимании ("преступник должен оставить на месте преступления регламентированные улики") придуманы довольно давно. Возможно, я не ошибусь, если скажу, что первым был Корсар на Девоншире (2005). Так что в этом смысле ничего концептуально нового мы не породили, и вся суть нижеследующего текста будет в деталях.

Собственно, правила по преступлениям для 1924 придумал Иден, и идею о том, что уликой должен быть "отпечаток пальца" с некоторым количеством линий придумал тоже он. А доведением модели до практической реализации мы занимались уже вместе. Мы придумали, что хорошо бы, чтобы это были не просто линии, а прямо-таки настоящие папиллярные линии на настоящем отпечатке пальца. Ну, некоторые из них.

В гугле был найден какой-то отпечаток пальца в приличном разрешении, и на нём в фотошопе, в слоях, были обведены жирно некоторые из линий. Далее был написан скрипт на питоне, "тасующий" эти слои нужным образом и генерирующий готовые отпечатки пальцев и улики для персонажей. А Фло нашла нам типографию, которая за вменяемые деньги (40 рублей за лист) напечатала это всё на прочной прозрачной плёнке в цвете. Вот как это выглядело:

   

Я не буду пересказывать здесь сами правила, их можно просто прочитать, они небольшие. Левая картинка – это лист, соответствующий одному персонажу, печатается на прозрачной плёнке. Левая колонка, на чёрном фоне – это полные отпечатки персонажа. Они попадают в руки следственным органам в тот момент, когда они снимают у подозреваемого отпечатки пальцев. Всё остальное, на красном фоне – это улики, которые персонаж оставляет, в том или ином количестве, на месте преступления.

В верхнем левом углу – номер аусвайса персонажа, он используется при выдаче игроку улик для его персонажа, а также для выдачи милиции отпечатка в случае проведения уже на игре процедуры взятия отпечатков. По мере использования, фрагменты отрезаются от листа ножницами. Отпечаток с номером всегда остаётся в папке на мастерятнике, ещё два предназначены для выдачи милиции в случае взятия отпечатков пальцев (у нас на игре было два отделения милиции), ещё один – запасной. Улик мы изначально, в конверте с аусвайсом, игроку выдавали 8, остальные оставались всё в той же папке на мастерятнике на случай, если игрок выданные улики израсходует (по-моему, таких прецедентов не было) или потеряет (как минимум один случай имел место). Мы закладывали в печати изрядный запас, чтобы на полигоне точно ничего не допечатывать. Так, было отпечатано 200 листов персонажей – чтобы нам точно хватило с учётом возможного перезаезда, высокой смертности и выходящих на полигон во многих разных ролях игротехников. Буква Б у каждого отпечатка была добавлена для того, чтобы, имея дело с одиночным отпечатком или уликой, быстро понимать, где у него "лицо" и где "верх" – при работе с прозрачной плёнкой это важно.

Правая картинка – это набор одинаковых шаблонов отпечатков, печатается на обычной бумаге. В шаблоне присутствуют все возможные линии. Это позволяет относительно уверенно перерисовывать отпечатки и улики на бумагу, просто обводя нужные линии маркером. По нашей идее, это могло понадобиться милиционерам при подготовке отчётов, материалов для суда и ведения дел. К сожалению, по моей забывчивости, шаблоны были выданы милиционерам только в середине игры, и я подозреваю, что ими так ни разу и не воспользовались. Возможно, это было просто не нужно – отпечатки и улики подшивались к делам как есть, на плёнке, степлером.

Зачем прозрачная плёнка? Чтобы можно было совмещать отпечатки и улики друг с другом, накладывая их друг на друга физически и просматривая на просвет. Насколько я понимаю, исторически поначалу примерно так это и делалось. При печати на бумаге модель, конечно, тоже будет работать, но процесс сличения отпечатков станет ощутимо менее антуражным.

Зачем цветная печать и почему красный фон? Мы очень боялись, что фрагменты полиэтиленовой плёнки будут плохо заметны на земле и в траве, и старались сделать их максимально яркими. Понятие "яркость" при печати на прозрачной плёнке, на которую смотрят не на просвет, а в отражённом свете – понятие довольно условное, но, как мне кажется, мы выжали из этого всё, что можно. Да, при печати на бумаге заметность была бы выше на порядок, но мы сочли, что антуражность сличения отпечатков важнее, а требование внимательного осмотра места преступления вполне уместно.

Зачем заставлять милиционеров при снятии отпечатков спрашивать у игрока номер аусвайса и потом бежать с этим номером на мастерятник? Изначально мы планировали выдать игроку пару отпечатков в конверте, вместе с уликами. Но потом подумали, что игроки будут их терять – и если утеря где-то на полигоне пачки улик хоть как-то обосновываема в рамках модели, то утеря полного отпечатка уже выглядит странно. Кроме того, мы подумали, что игроки будут, особенно в сумерках, путать и оставлять полные отпечатки на месте преступления вместо улик, что тоже нехорошо. В общем, решили, что лучше держать полные отпечатки на мастерятнике, и не пожалели об этом.

Сколько всего линий? Всего различных линий в модели – 14, полный отпечаток одного человека состоит из 7 линий. Возможных различных отпечатков пальцев, то есть, различных людей C147 = 3432. В улике содержится от 1 до 5 случайных линий. Из 28 улик на листе по 2 было с 1 и с 5 линиями, по 7 – с 2 и 4 линиями, и 10 – с 3 линиями. Никакой целевой подгонки под конкретных игроков не делалось – были сгенерены все возможные отпечатки, из них для игры были взяты 200 случайных, потом для каждого отпечатка были сгенерены все возможные улики, и тоже взяты случайные, с учётом вышеуказанных ограничений.

Дальше немного полезной статистики, которую мне помог посчитать Ростик, который помнит теорвер сильно лучше, чем я:

ABCDEF
70010100%
6491.480.290%
544112.7361.063%
4122535.31203.428%
3122535.33309.510%
244112.779222.84%
1491.4171649.52%

Для произвольно взятого человека, существует B других людей, чьи отпечатки имеют с ним A общих линий.
Из них на полигоне (в пересчёте на 100 человек) находится в среднем C человек.

Допустим, у нас есть набор улик, относительно которых мы уверены, что они принадлежат одному человеку.
Допустим, в этом наборе улик в совокупности имеется A линий.
Всего существует D людей, в отпечатке которых присутствуют данные конкретные A линий.
Допустим, у нас есть подозреваемый, в отпечатках пальцев которого присутствуют все эти A линий.
На полигоне (в пересчёте на 100 человек) находится в среднем E из них, не считая подозреваемого.
Вероятность того, что эти улики были оставлены именно этим человеком – F.
И вот это – самая ценная информация для следователей и судьей.

Как наглядно видно, 7 линий в уликах означают, что это точно этот конкретный человек.
6 линий – что это наверняка он, и скорее всего на полигоне просто нет другого человека, подходящего под эти улики.
5 линий – это скорее он, чем не он, но не факт, и скорее всего на полигоне есть ещё 1 человек, подходящий под эти улики.
4 линии – скорее всего, это не он, и на полигоне скорее всего есть ещё 3-4 человека, подходящие под эти улики.

Понятное дело, что эти цифры – чистая математика, никак не учитывающая показания свидетелей, алиби, почерки преступников и прочие обстоятельства.

Из этих цифр видно, как важно для криминалиста помнить о необходимости убеждаться, что множественные улики были оставлены именно одним человеком – потому что сочтя улики разных людей принадлежащими одному, можно взять вообще постороннего человека, не имеющего никакого отношения к данному делу. При этом единственный способ точно убедиться в том, что данный набор улик не принадлежит одному человеку – это обнаружить, что в совокупности в уликах присутствует более чем 7 линий. Иными словами, в подавляющем большинстве случаев здравый смысл, интуиция и везение следователя играют существенную роль в том, по какому пути пойдёт следствие. С другой стороны, здесь имеется простор для махинаций милиции – набрав улик от разных людей, и сделав вид, что они были оставлены одним человеком, вполне возможно сфабриковать убедительное обвинение против конкретного человека.

Отзывы о том, как это работало на практике, и идеи по дальнейшему развитию можно почитать тут.

Tags: , , ,

37 comments --- Comment
Comments
zl_emma From: zl_emma Date: May 21st, 2013 01:28 am (UTC) (link)
Звучит ужасно круто!
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 11:32 am (UTC) (link)
Спасибо!
xeniaku From: xeniaku Date: May 21st, 2013 04:47 am (UTC) (link)
Ой как мне нравится!!
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 11:31 am (UTC) (link)
Бери для детишек. Готовых листов осталось дофигища.
xeniaku From: xeniaku Date: May 21st, 2013 11:32 am (UTC) (link)
читаешь мои мысли!! :))) спасибо, думаю, пригодится
zoosad From: zoosad Date: May 21st, 2013 05:38 am (UTC) (link)
1. Правила по преступлениям наверняка были и до нас.
2. Мы хотели развить их как раз в сторону отпечатков, но не смогли.
3. А вы смогли и очень крутые!
pashap From: pashap Date: May 21st, 2013 06:07 am (UTC) (link)
1. Действительно были. Например, на "Кардиффских историях" в 2003-м.
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 11:23 am (UTC) (link)
Мм, интересно. Можно ссылочку на правила, или просто краткое резюме?
pashap From: pashap Date: May 21st, 2013 04:32 pm (UTC) (link)
В сети они не сохранились. Соотвествующая цитата из правил выглядела так:
"Каждый человек, при входе в дом (любой, кроме своего) обязан оставить в доме специальный ID-жетон. Жетоны выдаются мастерами игрокам перед игрой.
Жертва преступления и преступник(-и) обязаны оставить ID-жетоны при совершении преступления (подразумевающего физический контакт между преступником и жертвой, например, убийство, нанесение телесных повреждений, ограбление) в любом месте. Жетоны не должны дублироваться, поэтому, при совершении преступления в чужом доме следует оставить только один жетон. Свидетель преступления выбирает сам, будет ли он оставлять жетон."
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 06:07 pm (UTC) (link)
Да, понятно. Похоже.
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 11:33 am (UTC) (link)
Ну, может и были, я просто помню, что на Девоншире они позиционировались как нечто инновационное.

Спасибо!
zoosad From: zoosad Date: May 21st, 2013 11:38 am (UTC) (link)
Ну, в них был системный подход, который мы раньше не встречали
rainell From: rainell Date: May 21st, 2013 06:23 am (UTC) (link)
мне очень понравились отпечатки!
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 11:28 am (UTC) (link)
чьи? ;)
modron From: modron Date: May 21st, 2013 07:00 am (UTC) (link)
Звучит круто! А сколько отпечатков должен бл отравить преступник на месте преступления?
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 11:31 am (UTC) (link)
См. правила. На практике, в большинстве случаев, два. Два, если ты наносишь человеку смертельно опасные повреждения, один за проникновение в помещение, по одному за каждое место в помещении, откуда ты что-то вынес или где копировал какие-то документы, плюс ещё один, если делаешь всё в спешке.
modron From: modron Date: May 21st, 2013 11:38 am (UTC) (link)
Т.е. я правильно понимаю, что по оставленному на месте кражи отпечатку идентифицировать преступника было невозможно, даже если собрать дактилоскопию на весь полигон?

И что бы его таки точно идентифицировать по уликам надо было либо дождаться еще преступлений (хотя бы 2-3, и найти отпечатки)либо вытрясти из него признание, ну или найти какие-то другие улики вроде свидетелей?*
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 12:41 pm (UTC) (link)
Да, конечно. Смотри колонку D в табличке, сколько на полигоне людей с заданным набором линий в отпечатке.

По сути, отпечатки - это не обоснование обвинения, это доказательство. То есть, не "так, чьи тут у нас пальчики, тот и виноват", а "так, судя по всему, виноват вот этот, давайте-как проверим, не его ли тут пальчики". То есть, ролевая игра первична, модель вторична.

Доказательство в суде на основании только пальчиков мы фактически не рассматривали.

Дактилоскопия на весь полигон, конечно, зло - у нас в правилах каждое из двух отделений милиции имело право снимать отпечатки 1 раз в час.
modron From: modron Date: May 21st, 2013 12:54 pm (UTC) (link)
Но ведь это по сути делает дактилоскопию бессмысленной, разве нет? Если по одному отпечатку нельзя гарантированно обвинить человека, даже если удалось его найти по другим уликам и снять отпечатки (а это тем более такая сложная задача, что делать можно раз в час) - то зачем оно вообще надо?
Про достоверность модели умолчим, но зачем она нужна вообще если не работает?
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 01:07 pm (UTC) (link)
Про достоверность модели - важно помнить, что эти "отпечатки" моделируют не столько собственно отпечатки пальцев, сколько всю совокупность материальных улик и следов, оставленных на месте преступления.

По одному отпечатку скорее всего никаких веских доводов сделать не удастся, а вот по двум уже может и получиться. Тут уж как повезёт, лотерея: наследил - не наследил, нашли твои следы мильтоны или не нашли, и т. д.

Гарантированно в следственном деле почти никогда ничего не бывает (если не брать видеокамеры). Всегда есть вероятность того, что имеющиеся улики указывают именно на конкретного человека, и субъективная оценка следователя и судьи. Тут ещё важно вспомнить, что мы делали не спортивный детектив "кто кого", а игру про эпоху НЭПа, с её засильем шальных денег, взяток, связей и подтасовок. Поэтому никакое точное доказательство нам не было нужно, было нужно основание - для подозрения, задержания, осуждения.

На игре был прецедент человека, на которого не было практически ничего, кроме пальчиков, и его посадили (6 линий).

Если нужно придать пальчикам больший вес - всегда можно подкрутить цифры, вплоть до того, что оставлять в качестве улики полный отпечаток.

Edited at 2013-05-21 01:08 pm (UTC)
martell_ From: martell_ Date: May 21st, 2013 12:07 pm (UTC) (link)
оч. здорово!
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 12:44 pm (UTC) (link)
Спасибо!
lr_eleran From: lr_eleran Date: May 21st, 2013 12:22 pm (UTC) (link)
Интересный концепт.
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 12:44 pm (UTC) (link)
спасибо
alexander_eden From: alexander_eden Date: May 21st, 2013 01:15 pm (UTC) (link)
Для исторической справедливости отмечу, что данная модель преступлений является усовершенствованием и унификацией модели преступлений "Ночи в тоскливом октябре" прошлого года.
analgetik From: analgetik Date: May 21st, 2013 02:46 pm (UTC) (link)
Со стороны все это выглядело отлично :)
jolaf From: jolaf Date: May 21st, 2013 02:56 pm (UTC) (link)
Спасибо! :)
antiphoton From: antiphoton Date: May 22nd, 2013 03:56 pm (UTC) (link)
Надо сказать, что правила довольно громоздкие (хрен запомнишь, сколько улик и когда надо оставлять). А вот технология - шик!
jolaf From: jolaf Date: May 23rd, 2013 11:58 am (UTC) (link)
Да ладно, что сложного?. Вкрался в дом - улика. Взял где-то что-то, или скпировал документы - улика. Шмальнул в человека - две улики. Написано, конечно, не по-бастильски, но суть-то простая.
antiphoton From: antiphoton Date: May 23rd, 2013 12:17 pm (UTC) (link)
Реально несколько сумбурно написано. Плюс еще замесы, что нужно положить две, а одну не пряча... если кладешь не менее двух, то вместо одной почерк...

В общем, я прочитал правила два раза, и совсем не уверен, что в ситуации совершения преступления все сделал бы правильно.
jolaf From: jolaf Date: May 23rd, 2013 12:31 pm (UTC) (link)
Ну, не все мастера Лео Царев.
antiphoton From: antiphoton Date: May 23rd, 2013 12:52 pm (UTC) (link)
Это не трудно!!))
В смысле, хорошо формулировать и оформлять правила легче, чем придумывать хорошие правила.
jolaf From: jolaf Date: May 23rd, 2013 12:59 pm (UTC) (link)
Видимо, следует сделать вывод, что разным людям трудно разное.

Я, например, трачу реально много времени и сил на формулировки правил, и всё равно получается громоздко.

Edited at 2013-05-23 12:59 pm (UTC)
antiphoton From: antiphoton Date: May 23rd, 2013 01:01 pm (UTC) (link)
Ну, пробежался глазами, вроде нормально. Не хватает выделений списком и резюмирующего абзаца (возможно).
Еще можно отдавать на аутсорсинг.
jolaf From: jolaf Date: May 23rd, 2013 01:19 pm (UTC) (link)
Моя проблема в том, что я не умею отделять важное от неважного.

Отдавать на аутсорсинг можно, но сложно, потому как для этого аутсорсеру придётся объяснить, чё за игра, как она устроена, и в чём фишки. Ну и плюс, мне сложно представить себе ситуацию, когда я бы согласился писать правила для другой МГ - просто потому, что нет ни времени, ни сил из-за своих проектов. В этих условиях просить кого-то сделать это для моей игры как-то неловко.
antiphoton From: antiphoton Date: May 23rd, 2013 01:28 pm (UTC) (link)
Ну, если что - обращайся :) Я апостол бастильцев по части написания и оформления правил.
jolaf From: jolaf Date: May 23rd, 2013 01:32 pm (UTC) (link)
Спасибо.
37 comments --- Comment