?

Log in

No account? Create an account
МАКС-2013 - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
МАКС-2013
В субботу сходил на МАКС, после 4-летнего перерыва. К сожалению, посмотреть удалось только летную программу, стационарная экспозиция и все павильоны прошли мимо меня.

Несмотря на так себе погоду, лётная программа была отличная. Дождь начался, только когда все интересное уже отлетало. Попытка выбраться с авиасалона после этого оказалась осложнена полным факапом организаторов и их совершенной неготовностью к дождю и тому, сколько людей одновременно ломанутся на выход. Как следствие – адская пробка, категорическая нехватка автобусов, тысячи слегка озверевших, промокших под ливнем людей... В общем, в итоге пришлось час топать пешком под дождём до электрички, в уже мокрой насквозь обуви. Впрочем, каким-то чудом мне в итоге удалось не простыть, и таким образом этот адский трэш переходит в категорию "клевое приключение". Спасибо большое nelt за приятную развиртуализацию, компанию и знание дороги до электрички! :)

Из смешного – ввалившись в электричку нос к носу столкнулся с молодым человеком и девушкой, с которыми рядом ехал в электричке туда. Учитывая оценку количества посетителей салона в 150 тысяч человек в день, совпадение удивительное. Видимо, карма у меня такая была в эти выходные, встречать людей по два раза. :)

Ну, а теперь, собственно, хит-парад самого интересного:

F/A-18 Hornet, судя по всему, летал только в пятницу, и в субботу его уже не было даже на его месте в статической экспозиции. Судя по видео, летал уныло. По-моему, я ничего не потерял.

Су-34. Созданный на базе Су-27, этот тяжёлый ударный самолёт тяжелее его почти в два раза. Однако в опытных руках эта машина способна творить почти всё то же самое. 45 тонн высшего пилотажа! Харчевский крутой.

Ан-2 ТВС-2МС. К Ан-2 у меня, можно сказать, личный интерес – я летал на нём-пассажирском из Лазо во Владивосток, и более 30 раз прыгал с него с парашютом. Машина всё ещё более чем актуальна в удалённых регионах России. Основная проблема с ним – это поршневой двигатель, работающий на авиационном бензине Б-92, который сейчас в России в адском дефиците и стоит втрое (!) дороже авиационного керосина. ТВС-2МС – это программа модернизации существующих Ан-2 с переделкой головной части (новые обводы хорошо видны на видео) и установкой импортного турбовинтового двигателя, работающего на авиационном керосине. Комментатор сказал, что эта конкретная модель двигателя может работать даже на солярке, что, конечно, было бы ужасно круто для российской периферии, но звучит сомнительно. Вот хороший рассказ об этой машине с фотографиями.

Мимими пилотажная группа – французская Breitling на L-39C. Я не фанат пилотажных групп и совершенно равнодушен к L-39, но эти ребята покорили меня тем, что выступали под Nightwish :: Sleeping Sun. Вообще, пилотаж под саундтрек – это очень круто, непонятно, почему это не используется массово.

На втором месте из пилотажных групп – китайские Первое августа на J-10. Если китайских студентов, учащихся в МГУ, расстреливают за отчисление, то китайских пилотажников, вероятно, расстреливают за ошибку на дебютном для них (!) зарубежном авиашоу. В общем, то, что они делают, по содержанию вполне обычно, но чёткость выполнения, плотность и стабильность строя потрясающие. Просто как склееные летают. J-10, конечно, ощутимо легче, чем Су-27, но всё равно.

Лучшая пилотажная группа – липецкие Соколы России на боевых Су-27. Не спортсмены, строевые военные летчики. Они единственные, кто не ленится наглядно демонстрировать, как все эти "кобры", "колокола" и прочие навороты современного высшего пилотажа предполагается использовать в реальном воздушном бою. Без комментария понять происходящее в небе было бы трудно, но они реально разбились на две пары и минут пять кружили, пытаясь зайти друг другу в хвост. Понятно, что современный воздушный бой – в первую очеред ракетный и на дальней дистанции, а выход на маневренный бой с пулемётами – это как в том анекдоте про десантника (который, чтобы схватиться с врагом врукопашную, должен вначале проебать автомат, пистолет, нож и саперную лопатку), однако смотрелось это очень интересно, эффектно и как-то очень по-настоящему. В общем, Харчевский и его команда – реально очень крутые, и, я считаю, мне очень повезло наконец увидеть, как они это делают. Видео, к сожалению, прошлогоднее, и почти ничего не передаёт.

Самый неожиданный пилотажAirbus A380. Он совершенно не выглядит большим (собственно, в части размеров ничего особо нового) – он выглядит толстым. Но потрясает не это. Он тихий. У него короткий пробег. Он способен летать очень медленно, и разворачиваться очень круто, такое ощущение, что его кто-то подкручивает в вираже, кажется, что кончик "внутреннего" крыла почти стоит на месте. Он разворачивается на взлётной полосе на 180 градусов на месте. Совершенно нереально. Потрясающие характеристики при таких габаритах.

Самый красивый пилотажDassault Rafale. 15 тонн вёрткости и стремительности. Как метко сказала nelt, летает как дышит. Без изысков, просто очень красиво и естественно. По-французски. :)

Лучший пилотажСу-35 однозначно. Просто потрясающе. По меткому замечанию комментатора, такое ощущение, что гравитации для этой машины просто не существует. Что хочет, то и творит в небе. Зависания, развороты на месте на произвольный угол.... Просто охрененно. Вот ещё видео, для лучшего понимания масштаба бедствия. Оно, конечно, тоже не вполне передаёт, но хоть что-то.

Гран-приТ-50 ПАК ФА. Он есть и летает! И летает весьма круто. Не так круто, как Су-35, но тоже весьма и весьма. Некоторый когнитивный диссонанс возникает, когда понимаешь, что и снизу, и особенно в профиль самолёт отчётливо похож одновременно на Су-27 и на F-22 и прочие "стелс" истребители пятого поколения. Прямо гибрид какой-то. В общем, офигительно выглядит машина, и летает отлично. При этом это тестовые образцы, их пока стараются особо не нагружать (летчик-испытатель Богдан в интервью сказал, что маневренность демонстрируют процентов на 40), а так, судя по всему, по лётным характеристикам он должен догонять Су-35. В общем, есть, куда глядеть в будущее. :)

Tags: ,

31 comments --- Comment
Comments
aicwen From: aicwen Date: September 4th, 2013 06:36 am (UTC) (link)
Т 50 летает круто, но в воскресенье мало фигур высшего пилотажа показывали - низкая облачность.
И он конечно круче су-35 (вздыхает)

Собственно, к воскресенью организаторы видимо очень быстро все исправили, потому что у нас и дождь днем был и прочее, но мест в автобусах всем хватило и было все ок.

Было так же круто!:)

jolaf From: jolaf Date: September 4th, 2013 08:51 am (UTC) (link)
Судя по видео, в воскресенье было уныло по сравнению с пятницей и субботой из-за низкой облачности, да.
nelt From: nelt Date: September 4th, 2013 10:28 am (UTC) (link)
Французы правда мимими, я тоже не понимаю, почему на шоу никто, кроме них, не выступал под музыку: совсем другое впечатление.
А Рафаль лучше всех даже на фоне ПАК ФА, я считаю. ;)
И тебе тоже спасибо за компанию, приятный получился МАКС, несмотря на мега-ливень.
jolaf From: jolaf Date: September 4th, 2013 11:46 am (UTC) (link)
:)
From: zalexx Date: September 4th, 2013 12:38 pm (UTC) (link)
Мне, вообще, показалось, что Т-50 в субботу делал почти ту же программу, что и Су-35, но не так уверенно еще (понятно, что ЭДСУ и т.д. еще до конца не отлажена)
jolaf From: jolaf Date: September 4th, 2013 12:50 pm (UTC) (link)
Ну да, он старался, но пока ему слабо. :)
aerne From: aerne Date: September 4th, 2013 02:31 pm (UTC) (link)
Не, мимими пилотажная группа это вертолеты - большой Ми и за ним выводок маленьких :)
jolaf From: jolaf Date: September 4th, 2013 03:01 pm (UTC) (link)
Ну, это не пилотажная группа, это так, вместе прилетели. :)
beautyfacepalm From: beautyfacepalm Date: September 4th, 2013 03:39 pm (UTC) (link)
Оу, прямо завидую немножко. Мечтаю посмотрететь на фигуры высшего пилотажа вживую, особенно люблю "кобру". Мгновенный сброс скорости при увеличении угла атаки до 180 градусов без потери высоты! Офигеть!
И "Колокол" - спрятаться в небе от радаров!
А "Чакру Фролова" видел? А особенно потрясает меня то, что они были изначально сымпровизированы в бою, либо делались, как ошибка пилотирования, а потом продумывались и отрабатывались, как фигуры. Это же какой адреналин должен был быть в крови, и знание физики и своей машины в голове и теле.

Edited at 2013-09-04 03:40 pm (UTC)
jolaf From: jolaf Date: September 4th, 2013 04:11 pm (UTC) (link)
> Мечтаю посмотрететь на фигуры высшего пилотажа вживую, особенно люблю "кобру"

Ну, кобра сейчас уже довольно общее место, так что это, я думаю, не проблема. МАКС раз в два года, но в "чётные" годы тоже что-то бывает, и в Жуковском, и в Питере...

> И "Колокол" - спрятаться в небе от радаров!

Как раз сомнительная идея. Вот тут подробно расписано: http://en.wikipedia.org/wiki/Cobra_Turn

Вообще, идея использования современных фигур высшего пилотажа как боевых вызывает большие сомнения. Тут, в общем, как с тем десантником - если ни у тебя, ни у противника ничего кроме кулаков (пулемётов) не осталось - то да, придётся биться врукопашную (в близком маневренном бою), и тут кобры полезны. Но если у противника осталась хоть одна ракета, скорее всего аккурат на кобре тебя ею и достанут.

Так что я бы сказал, что основная задача кобр, так же, как и, скажем, полета плотным строем - изучение и демонстрация возможностей самолетов и управления ими. По сути, это такой спорт, как Формула-1.

> А "Чакру Фролова" видел?

Да, конечно. Вон, на видео и Су-35, и Т-50 её делают.

> особенно потрясает меня то, что они были изначально сымпровизированы в бою

Это неправда. Насколько я слышал, ни одна из современных фигур высшего пилотажа никогда не была применена в бою.

> либо делались, как ошибка пилотирования

Так и есть, вот, например.

> Это же какой адреналин должен был быть в крови, и знание физики и своей машины в голове и теле.

Ну, тут ведь как. :) Пилот делает ошибку, самолёт начинает куда-то валиться, вести себя странно. Пилот его ловит, справляется с ситуацией, завершает полёт, а потом уже думает (или те, кто с земли это видели) думают "хм, а нет ли в этом чего-то полезного".

А "ловить" самолёт, делающий странное, изучать его поведение на предельных режимах - в общем-то, как раз и есть работа лётчика-испытателя.

Edited at 2013-09-04 04:11 pm (UTC)
draug From: draug Date: September 5th, 2013 08:03 am (UTC) (link)
при таких встречах надо знакомиться, я считаю )
коммент не про самолеты
jolaf From: jolaf Date: September 5th, 2013 09:17 am (UTC) (link)
Была бы девушка одна, познакомился бы конечно. :)
draug From: draug Date: September 5th, 2013 10:19 am (UTC) (link)
Ну, может он ей брат ))
aicwen From: aicwen Date: September 5th, 2013 01:36 pm (UTC) (link)
О! Еще меня конечно впечатлила Прекрасная Женщина :)
http://www.youtube.com/watch?v=Z-j1UT25Cvc
jolaf From: jolaf Date: September 5th, 2013 01:43 pm (UTC) (link)
Я, увы, практически равнодушен к пилотажу на легкомоторных самолётах (я всё-таки фанат функциональности), иначе бы вероятно тоже впечатлился. :)
31 comments --- Comment