?

Log in

No account? Create an account
О нужности и признании - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
О нужности и признании
Разговаривая давеча с Сеатой вот об этом посте, сформулировал, кажется, что-то важное для меня.

Я разделяю дела на нужные и ненужные. И я оцениваю себя и свою нужность миру только по нужным делам. Одним из важных критериев нужности дел является то, что от них останется, если/когда меня не станет в том контексте, в котором эти дела были сделаны. То, что существует, только пока существую я – на самом деле не нужно. Разумеется, всё это очень субъективно и отражает только мой взгляд. Кому-то мои "нужные" дела могут показаться ерундой. А к "ненужным" я отношу, например, еду и сон – они, конечно, нужны, чтобы существовать, но моя еда и мой сон не имеют никакой ценности в отрыве от меня.

В частности, по этому критерию "ненужным" оказывается всё, что касается человеческих отношений. На собственном опыте и опыте наблюдений за окружающими, память о человеке как личности (не о его делах, а о нём самом) имеет срок жизни, исчисляемый месяцами, потом о нём тупо забывают. Человеку для этого даже умирать не нужно – достаточно уехать, сменить круг общения, перестать писать письма, и всё, через пару месяцев о нём никто уже не вспоминает. Ну, самые близкие вспоминают иногда, но очень редко, и то вскользь. Да и типичный сценарий "горевания" – это "на кого ж ты меня оставил", то есть, сожаление опять не о самом умершем, а о каких-то делах, которые человек мог сделать для горюющего, но не сделал. Ладно, мы и о живых-то частенько не вспоминаем месяцами, что уж говорить о мертвых. Всерьёз и надолго остаются только дела, так что только они и имеют значение.

И дело даже не в том, знает ли кто-нибудь об этих делах, и знает ли, кто их совершил. Признание, несомненно, приятно, но оно не ценно само по себе. Сложно самому себе сказать "вот, это, сделанное мной – важно и нужно" – во-первых, это самонадеянно, во-вторых, никогда не знаешь, важно ли сделанное на самом деле, и нужно ли. Я плохо умею думать и неуверен в себе, признание для меня – это возможность вытереть пот со лба и сказать себе "уфф, кажется, я всё-таки был полезен". Это приятно, да, но суть не в этом. Признание – инструмент борьбы с депрессией, отодвигающий на время мысли о собственном ничтожестве. Он не является критерием нужности и важности сделанного – другие люди тоже могут ошибаться и заблуждаться, и что-то, что сейчас признано ими успешным, завтра может оказаться бессмысленно. Но признание позволяет убедить себя в том, что сделанное – нужно, и даёт иллюзию того, что есть смысл делать что-то ещё.

Возможно, это тщеславие, не знаю. Возможно я наркоман, а признание – это наркотик, на котором я сижу. Мне жизненно важно знать (хотя бы просто убедить себя), что то, что я делаю, важно и нужно, потому что иначе – зачем оно? В большинстве случаев достаточно оказывается одного искреннего отзыва, показывающего, что кто-то, всего один человек, понял и оценил. Значит, я не один такой, я ещё не сошёл с ума, я правильно мыслю, правильно подошёл к вопросу. Если нет признания – убедить себя в этом очень тяжело, и вполне не получается, всё время грызу себя и сомневаюсь.

Tags: ,

131 comments --- Comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
From: (Anonymous) Date: December 23rd, 2013 12:52 am (UTC) (link)
Если бы я был оптимистом, то я бы сказал, что этим постом ты хочешь побить рекорд комментариев поставленный постом про девочку и палатку.

А посему для тебя важно остаться в каком-то контексте? Ведь тебя уже в нём нет?

И да, почему у тебя всё ещё нет десятка детей? Они-то лучший в мире способ остаться вне текущего контекста.
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 01:03 am (UTC) (link)
> я бы сказал, что этим постом ты хочешь побить рекорд комментариев

Я никогда не пишу сколь-нибудь серьёзных постов ради комментов, и никогда не могу угадать, к какому посту будет много комментов, а к какому мало.

> А посему для тебя важно остаться в каком-то контексте? Ведь тебя уже в нём нет?

Не знаю, но, видимо, таково моё понятие о смысле жизни. Если меня уже нет, а что-то осталось - то вот он, собственно, смысл. Каков был бы смысл в лампочке, если бы всё, сделанное в её свете, исчезало после её выключения? Да никакого. Так и тут, если что-то имеет смысл только пока я тут - то зачем оно, по большому счёту?

> почему у тебя всё ещё нет десятка детей?

Потому что в моём понимании в том, что касается детей, я могу оставить только негативный след - породить очередное поколение моральных уродов, несчастных, не понимающих, зачем родились на свет, жалеющих об этом, мечтающих покончить с собой, но не имеющих на это сил. Не вижу смысла умножать количество страдания в мире.

// подписывайтесь, пожалуйста, не очень приятно разговаривать с безликой сущностью
asmodianr From: asmodianr Date: December 23rd, 2013 01:01 am (UTC) (link)
Хорошо сформулировал. Музыканты, кстати, так и живут.
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 01:04 am (UTC) (link)
Да, я как раз думал о музыкантах, когда писал. :) Там это кристалльно ясно видно.
diogen2002 From: diogen2002 Date: December 23rd, 2013 01:25 am (UTC) (link)
Ты совершенно не принимаешь во внимание тот след, что оставляет человек в жизни другого человека. Все мы растём и меняемся под влиянием внешних явлений. А внешние явления - это, в числе прочего, другие люди. Как следствие, люди влияют друг на друга даже расставшись навсегда (и даже позабыв о встрече). Просто самим фактом (даже!) однократного воздействия.
Иными словами, Йолаф, всё что ты делаешь, говоришь, пишешь, оставляет твой отпечаток в людях, которые это видят и слышат. Ты влияешь на мировосприятие кучи людей. И это не может быть не важным!
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 01:31 am (UTC) (link)
С тем же успехом можно говорить об "эффекте бабочки" или о том, что я влияю на мир, убивая каждую секунду миллионы бактерий и давя траву и насекомых, гуляя по лесу. Разумеется, таковое воздействие имеет место, но если его нельзя зафиксировать и оценить (то есть, описать, как конкретное дело), то какой смысл об этом говорить? Или понимание того, что я на кого-то там влияю сотню раз в день должно придать мне ощущение собственной значимости? Нет, это так не работает.
tinwet From: tinwet Date: December 23rd, 2013 01:46 am (UTC) (link)
то есть, тебе нужна похвала, но не какого-то конкретного человека (или своя собственная), а как можно бОльшего количества людей - потому, что ты изначально не уверен в себе?

потому что, может быть, все эти люди сумеют убедить тебя в том, что ты нужен?
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 02:05 am (UTC) (link)
Нет, как раз много людей для этого не нужно. Вполне достаточно, чтобы кто-то сказал что-то такое, чтобы я увидел, что да, он понял и оценил.

И да, конечно дело в неуверенности. Будь я поувереннее, я мог бы просто делать то, что считаю нужным, и никого не слушать. Но я не верю себе, поэтому всё время сомневаюсь, а так ведь невозможно что-то делать - когда всё время сомневаешься, стоит ли.
vetter87 From: vetter87 Date: December 23rd, 2013 03:49 am (UTC) (link)
Насчет того, какой след в жизни мужчина должен оставить - все уже давно сказано:
- построить дом
- посадить дерево
- вырастить сына

Если ты сомневаешься в адекватности вышеуказанных истин - рецепты тоже известны:
- друзья, которые тебя ценят и поддерживают
- хорошая жена
- простор для творчества: хочешь, книгу пиши про быт первых поселенцев Америки, хочешь - купи участок земли и строй с друзьями загородный дом.

>В большинстве случаев достаточно оказывается одного искреннего отзыва, показывающего, что кто-то, всего один человек, понял и оценил. Значит, я не один такой, я ещё не сошёл с ума, я правильно мыслю, правильно подошёл к вопросу. Если нет признания – убедить себя в этом очень тяжело, и вполне не получается, всё время грызу себя и сомневаюсь.

Если не получаешь признания здесь и сейчас - меняй окружение, работу, хобби, заводи новых друзей. Потому что это означает, что то, чем ты занимаешься, то, что тебе нужно в данный исторический период, твоему окружению неинтересно, и у тебя на самом деле пока нет единомышленников.
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 01:06 pm (UTC) (link)
> Если не получаешь признания здесь и сейчас

Не, у меня всё нормально в этом смысле, у меня очень благодарные друзья. Этот пост вообще не о том, что мне плохо без признания. Он о том, в чём я вижу смысл жизни и как расставляю приоритеты.
e_vin From: e_vin Date: December 23rd, 2013 04:17 am (UTC) (link)
Мне все понятно про важность и нужность, но если оценивать свои дела через призму, так скзть, Вечности, то вообще ничто не имеет смысла - все наши дела, даже пережившие нас, будут забыты лет за сто уж точно :)

Чем этот срок отличается от нескольких лет, в течение которых о нас забудут как о личностях?
k_r_o_l_l From: k_r_o_l_l Date: December 23rd, 2013 09:29 am (UTC) (link)
Про Адама и Еву помнят до сих пор!
m9a1_gernsback From: m9a1_gernsback Date: December 23rd, 2013 04:26 am (UTC) (link)
Та же фигня, друже. Почти до третьего знака после запятой. Герсбэки должны быть полезными. Иначе - Гернсбэки Не Нужны.

Это не тщеславие, это психика такая. И она, на мой вкус, при таком раскладе (делай пользу, жди похвалы) настроена получше многих.
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 02:16 pm (UTC) (link)
Понимаю.
kessilia From: kessilia Date: December 23rd, 2013 06:58 am (UTC) (link)
в эпоху, когда все сидят на лайках, ты совершенно не одинок : )
aywen From: aywen Date: December 23rd, 2013 08:54 am (UTC) (link)
Да! Мощнейший наркотик!

А когда я делала сайт ЛКИ, я каждый день ходила смотреть статистику посещений.
oduvanchik From: oduvanchik Date: December 23rd, 2013 07:28 am (UTC) (link)
Так-то да, только совершенно непонятен мне второй абзац.
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 01:45 pm (UTC) (link)
Второй абзац служит фоном для первого и показывает, насколько я заморочен на нужность дел.
xeniaku From: xeniaku Date: December 23rd, 2013 07:48 am (UTC) (link)
Ох, Йолаф
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 01:45 pm (UTC) (link)
Мм?
salim From: salim Date: December 23rd, 2013 08:04 am (UTC) (link)
Я помню всех моих друзей которые умерли. Я прихожу к ним на могилы.
Я помню тех кто уехал давно, и общаюсь с ними.
Судя по твоему посту я веду себя не правильно. Судя по интернет общности лайков и перепостов я категорически не в майнстриме. А в целом это вопрос человека и его совести.
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 01:46 pm (UTC) (link)
Ты очень крутой.

Но статистически это не работает.

Я вот не хожу на могилы - мне некогда. :(
dirnaith From: dirnaith Date: December 23rd, 2013 08:55 am (UTC) (link)
Ой, в каком же феерическом трындеце ты живешь :(.
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 01:47 pm (UTC) (link)
Не без того.
greengriffin From: greengriffin Date: December 23rd, 2013 09:00 am (UTC) (link)
Вот правду Йовин написала - через 100 лет уже не будет актуально то, что мы создаем сейчас. Ну, разве что изобрести лекарство от рака, от старости или что-нибудь в таком роде.
mjurphy From: mjurphy Date: December 23rd, 2013 09:02 am (UTC) (link)
У меня дерзкий и может даже грубый вопрос. Может, это прям реально депрессия, которую можно вот прямо взять и полечить? Я долгое время думал, что это ОБВМ, с которым ничего поделать нельзя, а потом как-то по отзывам поверил, что можно. Сам, правда, переболел на ногах.
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 01:49 pm (UTC) (link)
Я лечил депрессию, и это было гораздо, нет, ГОРАЗДО хуже, чем то, что я пишу здесь. Я даже давеча ходил к врачу (хорошему) пожаловаться, мне сказали, что всё в пределах нормы и колёса не нужны. Ну и, в целом, так вполне можно жить, это более чем выносимо.

angela_borgia From: angela_borgia Date: December 23rd, 2013 10:23 am (UTC) (link)
я тебе сейчас завидовать начну...
jolaf From: jolaf Date: December 23rd, 2013 01:49 pm (UTC) (link)
Почему?
131 comments --- Comment
Page 1 of 2
[1] [2]