?

Log in

No account? Create an account
Как планировать бюджет РИ... - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
Как планировать бюджет РИ...
Эта статья также опубликована на Lib.RPG.ru

...если вы не умеете это делать, не умеете считать деньги и боитесь, да что там, почти уверены, что вылетите в минус. В общем, если вы примерно как я. Этот текст я вешаю в мастерское сообщество / на мастерский форум всех игр, которые мастерю, и он меня не раз выручал. Может, и еще кому пригодится. Замотивировали меня его повесить комменты maethor_xopek у Хэлки, за что им и спасибо.

Этот текст (отредактированный под конкретные условия) стоит вешать на мастерскую площадку обсуждения в самом начале делания игры, когда никаких трат еще нет, и только-только более менее определен бюджет и политика сбора взносов.

Учет всех денежных операций по игре ведет Казначей.

Если вы собрались что-то купить или как-то еще потратить на игру некоторую сумму денег, то делать это следует одним из следующих способов:

1. Сказать четко, что вам нужно столько-то денег из бюджета на то-то. Получить подтверждение от Главмастера и/или Казначея, после чего тщательно записать все конкретные траты (или собрать чеки с пометками, что есть что, если вам так удобнее). Подобные траты будут впоследствии компенсированы из взносов (или из денег спонсоров, если игра сорвется или окажется в минусе). Этот сценарий стоит использовать, если вы не готовы тратить на игру свои деньги.

2. Обсудить с Главмастером/Казначеем в общих чертах, что примерно вы собираетесь купить и во сколько это примерно встанет. Получить подтверждение, после чего, опять же, записать траты, сколько и на что потрачено. Подобные траты будут компенсированы из взносов, если эти взносы будут иметь место в достаточном количестве. Этот сценарий стоит использовать, если вы вполне готовы потратить на игру свои деньги, но предпочтете получить компенсацию.

3. Ничего не обсуждать и не согласовывать, а просто пойти и купить то, что вы считаете нужным. Этот же пункт применяется в ситуациях вида "я был в магазине, и увидел это, и понял, что нам же это наверняка нужно, ну и купил". Подобные траты будут компенсироваться из взносов по остаточному принципу, только если вдруг останутся деньги от пунктов 1 и 2. Этот сценарий стоит использовать, если вы вполне готовы тратить на игру свои деньги и на компенсацию затрат не рассчитываете. Траты все равно стоит записать, пригодится.

Все потраченные вами суммы надо самостоятельно записать в файл бюджета игры в гугл-доках, Казначей проконтролирует, что вы ничего не испортили, по истории правок.

Понятное дело, что если все будет хорошо с заездом и взносами и не случится никакого форсмажора, то мы потратим все, что соберем, на компенсацию всех возможных расходов. Но вот если что-то пойдет не так – то решать проблемы мы будем так, как написано здесь, в таком порядке.

Теперь о спонсорах. На игре может случиться недозаезд, мы можем просчитаться в оценке расходов, база может вздуть цены или вдруг отказать, и придется резко менять ее на более дорогую, наконец, игра может просто сорваться. Получившийся минус нужно будет как-то покрыть. Давайте предположим, что максимальный реалистичный минус, который может случиться – это M тысяч рублей. Это означает, что мы должны быть готовы попасть на эту сумму.

Каким может быть минус? Сложно сказать. Я обычно закладываюсь на половину бюджета (то есть, произведения количества игроков и суммы взноса), считая попадание на бОльшую сумму (при наличии предварительно собираемого и невозвращаемого прогрессивного взноса) крайне маловероятным. В каких-то случаях вероятно стоит допускать попадание на всю сумму бюджета игры (срыв перед самым парадом и возврат взносов), или даже на бОльшую сумму (если есть опасения каких-нибудь чудовищных штрафов, например).

Теперь вопрос, откуда мы эти M тысяч рублей, если что, возьмем. Предлагаю всем, кто готов частично разделить эту финансовую ответственность, написать в комментарии максимальную сумму, на которую, в случае чего, они готовы попасть (это и будут спонсоры). Эта сумма, если что, включает все ваши траты, о которых вы явно заявляете, как о проводимых через бюджет, а не добавляется к ней. Учитывая сумму максимального риска и численность МГ, рекомендуемая сумма готовности – X тысяч рублей, поощряемая – Y тысяч рублей. Увеличить свою готовность (например, если вы получили на работе повышение с удвоением оклада) можно в любой момент вплоть до самого момента дележки минуса включительно, уменьшить (например, если потеряли работу) – тоже можно в любой момент, но только до того момента, как стало понятно, что минус неизбежен. Этот момент, если он наступит, будет обозначен Главмастером/Казначеем явно.

Также можно не называть сумму, а выразить готовность покрыть весь минус игры, какой бы он ни был (потому что кто-то же должен это сделать). Человек, высказавший такую готовность, называется финальным ответчиком. Я в любом случае выражаю готовность быть финальным ответчиком, и вполне пойму, если окажусь такой один.

Если минус игры оказывается больше, чем сумма высказанных готовностей, остаток минуса покрывается из кармана финальных ответчиков (по единогласно всех их устраивающей договоренности или поровну).

Если минус игры оказывается меньше, чем сумма высказанных готовностей, то он делится между высказавшими готовность пропорционально высказанным готовностям, при этом доля каждого финального ответчика считается равной самой большой из названных остальными спонсорами долей.

Обратите внимание, высказываться в этой теме НЕ обязательно. Позиция "я готов помочь игре силами и временем, но, извините, не деньгами" вполне понятна и имеет право на существование.

Пример. На игре ожидается 100 игроков, средний взнос 3000 рублей, бюджет игры 300 тысяч. Взносы частично собираются заранее, поэтому предполагаем максимальный реалистичный минус в половину бюджета, 150 тысяч. В мастерской группе 6 человек разного достатка, определяем рекомендуемую сумму готовности попасть в 20 тысяч, рекомендуемую в 40. Маша выражает готовность попасть на 10 тысяч, Володя на 20, и Петя на 5. У Миши и Лены бабла нет совсем. Главмастер Вася оказывается единственным финальным ответчиком. Суммарная готовность спонсоров – 10+20+5 плюс готовность Васи, как финального ответчика, приравнивается к максимальной заявленной готовности, то есть еще 20, итого 55 тысяч.

Если игра попала меньше чем на 55 тысяч, например, на 44 тысячи, минус раскладывается пропорционально готовностям, то есть, Маша попадает на 10 / 55 * 44 = 8 тысяч, Володя и Вася – на 16, Петя – на 4 тысячи.

Если играла попала крепко, например, на 70 тысяч, то все попадают на ту сумму, на которую были готовы попасть, а Вася – на всю остальную, то есть, на 35 тысяч.

Вы скажете: "Господи, да это уже контракт какой-то! Мы же все друзья, зачем это все!?". На что я вам отвечу, что конечно, мы все друзья, и было бы обидно рассориться из-за каких-то денег. И если не проговаривать такие вещи явно и четко, наверняка окажется, что Вася конечно был уверен, что в случае чего все впишутся и внесут свою долю, но потом оказалось, что Лена думала, что на деньги от нее точно никто не расчитывает, а Миша был свято уверен, что больше чем на десять штук точно не попадем, а Маша потеряла работу и не сказала об этом... В итоге несовпадение ожиданий и суровой реальности порождает конфликты и обиды. Внезапный большой минус, который нужно покрыть, означает, что людям, возможно, придется отказаться от давно запланированных путешествий, ценных покупок и прочих благ. Опять же, если случился большой минус, велика вероятность, что с игрой что-то пошло не так, и все фрустрированы, расстроены и злы. Делить деньги (причем отрицательные!) в таком состоянии – лучший способ поссориться окончательно. Поэтому лучше не полениться и проговорить такие вещи заранее, на берегу, в спокойной обстановке. На всякий случай. Чтобы каждый знал, на что он лично подписался и чего ждать от других.

Разумеется, делать всё вот прямо так формально не обязательно. Например, если вы главмастер, готовы попасть на полбюджета в одиночку и ни на кого в этом смысле не расчитываете – можете ничего не писать. Если вы с приятелем договорились, что если что, весь минус пополам – тоже. В ситуации, когда у вас не очень много денег, и у вас сборная мастерская группы из не очень близких друзей – очень рекомендую проговорить этот вопрос. Не обязательно прямо в таком виде, но четко и ясно.

И да, я от всей души надеюсь, что ваша игра выйдет в ноль или в плюс, и вы даже не вспомните о том, что когда-то писали такой пост. :)

Совпадения некоторых имен в примере с именами некоторых реальных людей сугубо случайные. ;)

Tags:

38 comments --- Comment
Comments
qkowlew From: qkowlew Date: October 15th, 2014 12:15 am (UTC) (link)
Да, верная схема и правильные принципы в неё заложены.
jolaf From: jolaf Date: October 15th, 2014 12:31 am (UTC) (link)
Господи, сам Ку меня похвалил!
livejournal From: livejournal Date: October 15th, 2014 01:27 am (UTC) (link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
jolaf From: jolaf Date: October 15th, 2014 01:38 am (UTC) (link)
А казалось бы...
dirnaith From: dirnaith Date: October 15th, 2014 05:34 am (UTC) (link)
Полночи размышлял как написать такую вот штуку, а оказалось что все придумано до меня :).
jolaf From: jolaf Date: October 15th, 2014 01:03 pm (UTC) (link)
:)
mjurphy From: mjurphy Date: October 15th, 2014 06:02 am (UTC) (link)
Хорошо изложено.
jolaf From: jolaf Date: October 15th, 2014 01:03 pm (UTC) (link)
Спасибо!
pashap From: pashap Date: October 15th, 2014 06:45 am (UTC) (link)
Все логично, хотя для игр до 150 человек, как мне кажется, эти принципы нормально применяются по умолчанию, из здравого смысла, без их проговаривания.
jolaf From: jolaf Date: October 15th, 2014 01:05 pm (UTC) (link)
Я придумал этот текст, когда делал "Чужих", игру на 20 игроков. На ней предполагалось много новой электроники, было очевидно, что мы улетим в минус, но было совершенно непонятно, на сколько, потому что когда прикидывался бюджет, электроника была только в проекте, и оценки её стомости были очень с потолка - тем более, мы тогда плохо это умели. И мне было очень страшно. Поэтому я написал этот текст.
leotsarev From: leotsarev Date: October 15th, 2014 09:10 am (UTC) (link)
Позиция "я готов помочь игре силами и временем, но, извините, не деньгами" вполне понятна и имеет право на существование.
А потом выясняется, что если например гопники морду бьют или там нужно признать какой-то общий косяк, а не свалить вину на других, то с этим тоже не готов помочь.
Я всегда выделяю и запоминаю в МГ людей с позицией «я отвечаю только за, что там происходит у вас в бюджете (правилах, сюжете и т.д.) это не моя проблема, я в этом не участвую».

Edited at 2014-10-15 09:11 am (UTC)
zoosad From: zoosad Date: October 15th, 2014 11:21 am (UTC) (link)
Согласен. Но конкретно про деньги вопрос отдельный и все мы по-разному зарабатываем.

Но я имею в виду, что не "не готов помочь", а "я мало зарабатываю, максимум на 1000 рублей готов попасть"
var_r_r From: var_r_r Date: October 15th, 2014 10:12 am (UTC) (link)
Хороший пост. Мне этот ракурс раньше в голову не приходил.
jolaf From: jolaf Date: October 15th, 2014 01:09 pm (UTC) (link)
Спасибо!
lr_eleran From: lr_eleran Date: October 15th, 2014 10:13 am (UTC) (link)
Да,хорошо написано.Поддерживаю (как пожизнево имеющая дело с деньгами :))
jolaf From: jolaf Date: October 15th, 2014 01:09 pm (UTC) (link)
Спасибо!
prince_lutin From: prince_lutin Date: October 15th, 2014 10:33 am (UTC) (link)
Огромное спасибо, очень годная статья!
jolaf From: jolaf Date: October 15th, 2014 01:10 pm (UTC) (link)
Спасибо!
esgrimista From: esgrimista Date: October 15th, 2014 10:51 am (UTC) (link)
годится для любого совместного дела, требующего финансовых вложений
особенно учредителям ООО прежде, чем бежать в налоговую, и даже прежде, чем придумывать название ОООшечки, стоит прочитать этот пост
:)))
jolaf From: jolaf Date: October 15th, 2014 01:10 pm (UTC) (link)
:)
jageddin From: jageddin Date: October 15th, 2014 11:02 am (UTC) (link)
Статья интересная и полезная, но вызывает у меня целый ряд вопросов. Оговорюсь, возможно я слишком давно не делал РИ, почти полностью уйдя в страйкбол, и утратил понятия о том, что происходит в РИ.
Во всяком случае с 2008 года у меня ни одна игра в страйке в минус не вышла. Я не говорю о прибылях, наша група не ставит задачу зарабатывать на играх, но и в минусе мы не сидели. Хочу заметить, что в отличие от многих страйковых орггрупп, наши затраты достаточно велики, так как наши игры основаны на технике, инженерных конструкциях и прочих ништяках, которые надо сделать-собрать-отладить. А после игры починить:)
Готовя игру, мы точно знаем наши возможные затраты:
1. Аренда полигона;
2. Затраты на оборудование;
3. Затраты на покупку массы мелочей (от киперки и тушенки до метлы, чтобы подмести помещение Штаба игры);
4. Затраты на расходные материалы - петарды, шары и пр;
5. Н/з на непредвиденные расходы;
6. Фонд оплаты труда (есть и такое, если кто-то из членов орггруппы сидит без работы и нуждается в деньгах)

Я не экономист и могу напутать в теминологии, но больше всего это напоминает создание бизнес-плана с бюджетом.
Мы знаем, сколько потратим, знаем, сколько можем получить на выходе.
В конце сезона подсчитываем оставшееся и решаем, что нужно купить, а что оставить на следующий год.
Хотя следует отметить, что начиналось все с воли и желания одного человека, с его денег и желания и возможности инвестировать их на неопределенный срок в странный проект.
На мой взгляд, в любом деле, где присутствуют финансовые взаимоотношения, должна присутствовать жесткая финансовая дисциплина, изначально надо ставить перед собой задачу "не как вылезти из минуса", а "как не уйти в минус". А для этого надо не просто готовить игру, а готовить ее так, чтобы она состоялась в любом случае. Полигон надо всегда иметь на замену, и лучше не один, чтобы не получилось, как с вархаммером в этом году. Понимать, что лучшее враг хорошего, если изначально бюджет не позволяет запустить в небо черного дракона, но в ходе подготовки ну очень захотелось, то лучше все же от дракона отказаться, а найти что-то более бюджетное, выверня, например :)
Иметь гибкий сюжет игры, возможность при недозаезде отказаться от одной сюжетной линии и перейти на другую, оставив часть подготовленного на следующую игру, таким образом сократив затраты (ведь оставшееся тоже матценность, оно фактичеки "висит на балансе оргов")
С другой стороны, РИ - неважно участие или создание - это отдых. А что такое отдых? Это, можно сказать, трата денег на свое удовольствие. Вот кто-то едет в Турцию пузо греть, кто-то галопит по Европе, при этом деньги на такой отдых многие откладывают целый год. И не ждут отдачи или возмещения денег:)
Если рассматривать создание игр с этой точки зрения, то тогда да, договоренности о том "кто-сколько" более чем уместны. Ведь если я иду в поход в лес на неделю (или месяц)один, то и все траты я рассчитываю сам. А если веду группу - то в самом начале мы решаем, по сколько грошей с носа скидываемся на "командный" шмурдяк - жратву-снарягу-бухло-аптеку-и т.д. Вот бюджет есть. От него и пляшем. Скажем, договорились - на тушло 3000 рублей. Это 30 банок по 100 рублей. А вот Шатовский, скажем, скажет "Не хочу эти обрезки есть! Хочу нормального тушла!" Дальше два варианта - он плюет, добавлет еще 400 рублей из своего кармана и едим тушло по 140 рублей. Или решаем скинуться по 40 рублей каждый. Первый вариант хорош, если я, скажем, аптечку тащу почти полностью за свой счет, Кто-то тащит батарейки и т.д., то есть, если помимо общака на мероприятие каждый добавляет от себя «бонус». Причем бонус не обязательно материален. Вот Леша, например, лучше всех в банде готовит… А я не чураюсь мыть посуду))
Если такой возможности нет, лучше чтобы все было поровну. (насколько это возможно). Очень часто чувство, что человек «вложил больше, сделал больше и пр.» приводит к конфликтам в процессе мероприятия, или после него, обидам и напряженности. А оно нужно?
Фактически, если исходить из того, что РИ это форма отдыха, то я с тобой полностью согласился, договоренности «на берегу» крайне важны и определяют дальнейшее развитие событий.
pashap From: pashap Date: October 16th, 2014 07:03 am (UTC) (link)
Страйкбольные игры намного проще делать, там проще учесть все и при желании выйти в плюс.
jageddin From: jageddin Date: October 15th, 2014 11:03 am (UTC) (link)
Сказали, что сишком многобукаф, дописываю тут:
Но вопрос у меня все-таки есть. Почему надо обязательно прогнозировать «минус», а не стараться выйти на «плюс», или хотя бы «твердый ноль»?
Может, проще действительно изначально скинуться, знать свой бюджет и от него плясать?
jolaf From: jolaf Date: October 15th, 2014 01:12 pm (UTC) (link)
Есть две совершенно разные задачи - стараться не вылезти в минус, и разобраться с минусом, ЕСЛИ он возник. Этот пост вообще никак не касается первой проблемы, он только о второй.

Считать, что ты точно не вылетишь в минус, поэтому игнорировать вторую проблему, на мой взгляд, самонадеянно. И уместно, только если ты делаешь примерно одно и тоже уже в который раз "по накатанной". А если у тебя каждый новый проект - это новые, непривычные условия, незнакомые челленджи и всё такое - то продумать план действий на случай минуса мне кажется разумным.
38 comments --- Comment