?

Log in

No account? Create an account
ХИ-ХИ-91 - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
ХИ-ХИ-91
Разбирая архивы, наткнулся на "Фэн Гиль Дон", фэнзин, выпускавшийся покойным Алексеем Свиридовым (С. О. Рокдевятый). В оном фэнзине мне сходу (в номере от 17.05.1992) попалась статейка, показавшаяся мне стоящей немедленной републикации. Это воспоминания участника ХИ-91 (для тех, кто не в курсе, это вторые ХИ в истории), перепечатанные Свиридовым из другого фэнзина, INTERFUCKЪ, авторства qkowlew. Привожу текст полностью, без купюр. Без сомнения, каждый найдёт в нём что-то своё. :)

Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда!

Народная мудрость

Встретились тролль, орк и урук-хэй, и спрашивают друг друга:
– Ты кто?
– Эльф.
– Ты кто?
– Эльф.
– А ты кто?
– Эльф.
– Так что же мы все такие разные?
– Из разных переводов...


Эпизод на ХИ-91

Действительно, вопрос "Ты кто?" постоянно звучал на Хоббитских Игрищах этого года. Поди отличи эльфа от орка, гнома от человека, хоббита от назгула! Желание жрать стeрло все расовые различия.

Именно оно определяло ход игры, поведение каждого участника. И это не было ошибкой организаторов игрищ. Это было основой экономики яхромского Средиземья.

Мастера Игры (а они, ЦИМ "Город Мастеров", занимаются ролевыми играми уже несколько лет) попытались, по их словам, воссоздать реалистичную экономическую атмосферу Средиземья. Не буду говорить о том, как у них это получилось – в экономических играх я не эксперт.

Я не стану подробно разбирать и чисто организационные недостатки игры – это долго и нудно. Сейчас меня волнует несколько другое.

Цель игры. "Город Мастеров" занимается ролевыми играми в основном в обучающе-воспитательных целях. Это значит, что школьник, участвовавший в игре по Древнему Риму, лучше представляет себе, что такое рабство, какова была экономика в то время, окунается в какую-то часть тогдашней атмосферы. Его представления о прошлом четче и ярче, чем у других – ведь он пережил это сам. И благодаря этому лучше ориентируется и в сегодняшнем мире.

Средства игры. А для того, чтобы все "понарошку" было почти как на самом деле, есть не только деньги, сельское хозяйство и рабы. В игре, как и в реальной жизни, есть разрешенные правилами ПЫТКИ и ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ.

Можно много говорить о том, что следует давать выход природной агрессивности подростков... Но одно дело – бой с оружием в руках, пусть противники и разного уровня, бой, во время и после которого нет унижения – есть победитель и побежденный. И совсем другое – насилие над беззащитным, унижающее не столько того, кого пытают или наказывают, сколько того, кто этим занимается.

Да, в реальной жизни возможно и унижение. Не секрет, что нужно быть и решительным – и вовремя уступать, уметь просто говорить друг с другом – и торговаться. Но за этим ли мы ехали на Игрища?

Из почти 250 участников по крайней мере 30 мне лично сказали о том, что хотели окунуться в атмосферу сказки, в поэтический мир Толкиена, так, чтобы у любого костра, как на ХИ-90, можно было собраться, поговорить, спеть песни...

Но организаторы Игры-91 сделали все, чтобы это и не вспоминалось. Для них Толкиен стал лишь поводом к проведению привычной для них "историко-экономической" игры.

А нам (не всем, конечно) нужна была "героико-психологическая" игра, пусть в ущерб пресловутой реалистичности, пусть она выглядела бы короткой "войнушкой", как это случилось с ХИ-90. Тогда, на первых Игрищах, создавалась именно обстановка светлого волшебства, не запятнанная ложью и стремлением урвать кусок пожирнее, ударить в спину. Не всегда удавалось сохранить спокойствие. Но не было спорных поединков (кроме самого
начала игры), не было взаимной ненависти.

Не думаю, что кому-то удастся в полной мере совместить оба этих подхода. Поэтому лучше всего было бы проводить их раздельно. Конечно, многие элементы организации будут общими, проблемы финансов, палаток, еды – неизбежны.

Но я прошу всегда помнить, что центральными у Толкиена были вопросы морали и этики. А игра историко-экономическая и героико-психологическая решают их все-таки существенно по-разному.

Радагнар, неторопливый мудрец цвета листьев. Майяр.

Tags:

29 comments --- Comment
Comments
jageddin From: jageddin Date: January 4th, 2015 12:35 am (UTC) (link)
Ну ты и вытащил древность...
Перечитал, вспомнил, теперь ностальгия по тем играм просто ЗАГРЫЗЕТ!!!
Эх, тогда мы делали игры втроем-четвером и все получалось, предяв не кидали после игры... Теперь по полсотни человек мастерят и только и слышишь, что что-то не так.
а вообще - "полигон - дерьмо, погода - отстой, мастера - козлы, но игра удалась!"
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 12:52 am (UTC) (link)
По мне так главный вывод из этого текста - что некоторые вещи не меняются. :)
qkowlew From: qkowlew Date: January 4th, 2015 11:20 am (UTC) (link)
Трава была зеленее, Элронд трезвее.
Ага, эту песню я слышу года с 1993.

да, ничего не меняется.
Я - все такой же брюзга, например.
jageddin From: jageddin Date: January 4th, 2015 11:24 am (UTC) (link)
Про тебя я вообще молчу :)))
Вспомнилось, как мы с лоркой курили, пили вино и пели песни у тебя на лестнице и напоили милицейский наряд, приехавший нас успокаивать :)))

ЗЫ - где ты трезвого Элронда видел?
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 11:52 am (UTC) (link)
Не где, а когда. Были времена.
qkowlew From: qkowlew Date: January 4th, 2015 05:33 pm (UTC) (link)
Так и статья то моя. :)))))
altman_ltd From: altman_ltd Date: January 4th, 2015 08:03 am (UTC) (link)
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 11:53 am (UTC) (link)
:)
cybercat From: cybercat Date: January 4th, 2015 11:39 am (UTC) (link)
Кстати, давно я не видел игр с "голодным" движком. А ведь отличный инструмент, очень стимулирует )
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 11:52 am (UTC) (link)
Буэ. :)
cybercat From: cybercat Date: January 4th, 2015 11:56 am (UTC) (link)
Вот вот, все нос воротят, а потом начинается - "мы сейчас ещё полчасика посидим, кофе допьём и пойдём играть"...
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 11:59 am (UTC) (link)
Голодный движок стимулирует не играть в ролевую игру, а добывать еду. Это разные вещи.
cybercat From: cybercat Date: January 4th, 2015 12:10 pm (UTC) (link)
А сделать добывание еды частью ролевой игры - это задача грамотного применения этого инструмента. Если мы придаём бутафорским мечам форму мечей, а персонажам-королям отдаём право приказывать - почему бы не моделировать экономические стимулы модельными экономическими стимулами?

Такие реалии ранних обществ, как традиции гостеприимства, пиры, сразу играют новыми красками. Как создать ощущение роскошного пира у игрока, у которого в машине холодильник с бри и хамоном? )
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 12:15 pm (UTC) (link)
> почему бы не моделировать экономические стимулы модельными экономическими стимулами?

Голодный движок - это как раз НЕ модельный стимул. Это как моделировать драку - дракой, а кровопролитие - кровопролитием.

Голодный человек - плохой игрок, он занят добычей еды, а не отыгрышем. Надеяться на обратное, на мой взгляд, утопия.
cybercat From: cybercat Date: January 4th, 2015 12:22 pm (UTC) (link)
Модель "голодного движка", как правило, настолько же далека от реального голода, как ЛАРПовые мечи от заточенных стальных. То есть, не дотягивает даже до "реализма" текстолита.

А про отыгрыш с таким же успехом можно сказать, что сытый человек - плохой игрок, потому что его тянет поспать, а не играть. На самом деле, просто есть хорошие игроки и не такие хорошие игроки. А к их кондициям это имеет мало отношения. (Ну, кроме случая бухого игрока - бухой игрок всегда плохой)
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 02:00 pm (UTC) (link)
М-да, эта дискуссия лишь ещё раз подчёркивает исходный тезис - некоторые вещи не меняются. :)
qkowlew From: qkowlew Date: January 4th, 2015 05:40 pm (UTC) (link)
С тех пор я навидался всяких игр.
Причём с самых разных сторон.

И убедился в том, что ЛЮБОЙ "движок" работоспособен на множестве хороших игроков и при условии, что более 75% состава игры - опытные игроки.

Даже (получающееся из интерпретации правил "всё в игре, хождение за водой - по игре, хождение в туалет по игре") весьма сильное ограничение на посещение туалета не может сломать игру тем, кто в самом деле хочет и активно прилагает усилия к тому, чтобы играть в то, что себе из мастерской концепции понял. :)


Edited at 2015-01-04 05:41 pm (UTC)
ikadell From: ikadell Date: January 4th, 2015 03:12 pm (UTC) (link)
Йол, блин, во-первых, двое смотрели в лужу, один видел грязь, другой видел звезды. Во-вторых, hark who is talking. Тебе история про некоторые продажи своему народу некоторых книг известна?
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 03:17 pm (UTC) (link)
> двое смотрели в лужу, один видел грязь, другой видел звезды

О, это несомненно. :)

> Во-вторых, hark who is talking.

И это тоже. :)

> Тебе история про некоторые продажи своему народу некоторых книг известна?

Мм, вероятно нет.
ikadell From: ikadell Date: January 4th, 2015 04:44 pm (UTC) (link)
Never mind, я поднял источники, и Кукувлев там не при чём.
На остальном стою. На старых Хишках было разное, это тоже. Но и другое было.

Edited at 2015-01-04 04:45 pm (UTC)
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 04:48 pm (UTC) (link)
Разумеется. У меня не было в мыслях сказать, что старые ХИ-шки были плохи. Я скорее о том, что и проблемы, и подходы к их решению, и взгляды на эти подходы, и позиции, и методы обсуждения не изменились с тех пор принципиально.
ikadell From: ikadell Date: January 4th, 2015 10:27 pm (UTC) (link)
Слушай, мозг человека не изменился за последние несколько тысяч лет. Он реагирует на те же проблемы тем же способом. Чего нет-то.
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 11:17 pm (UTC) (link)
:)
elena_1632 From: elena_1632 Date: January 4th, 2015 07:45 pm (UTC) (link)
>воссоздать реалистичную экономическую атмосферу Средиземья

Дело, конечно, прошлое, но мне кажется порочной идея пользоваться приматом экономики для воссоздания атмосферы Средиземья. Еще бы вспомнили, что тогда туалетной бумаги не было. Вот бы новыми красками засверкал поход Хранителей. И вообще, эпоху ведь создает не экономика. Взять, пример Рима, римскую цивилизацию ведь создают не рабы, а специфическое мироотношение, ментальность римлян. Это и для Средиземья актуально. Эльфа, дунадана, хоббита создает оригинальное мироотношение каждого из этих народов. Но, понятно, мироотношение моделировать сложней, чем экономику. Так что, видимо, мастера просто пошли путем наименьшего сопротивления.
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 07:59 pm (UTC) (link)
Ну разумеется. :)
heithell From: heithell Date: January 4th, 2015 11:13 pm (UTC) (link)
Спасибо, что выложил.
jolaf From: jolaf Date: January 4th, 2015 11:17 pm (UTC) (link)
Пожалуйста! :)
vv_merkulov From: vv_merkulov Date: January 7th, 2015 08:30 am (UTC) (link)
Мда... Как член "Города Мастеров", игрок ХИ-1991, и один из тех, кто участвовал в подготовке этой игры, могу сказать, что мнение Свиридова, мягко скажем, претенциозно и чрезмерно эмоционально, и довольно далеко от истины. Мы делали Игру - да, с моделями и довольно жёсткими правилами (про существование модельного подхода большинство участников ХИ и не знало вовсе), да, там применялся голодный движок в экономике, (кстати, хорошо опробованный и популярный в ри-движении в тот момент, как потом был популярен "Чипобол"), но игра делалась про героику и была пропитана романтикой Средиземья, о чем немало свидельств игроков. Мир игры жил, был логичен и давал адекватную реакцию на действия персонажей. Что касается описанного Алексеем подхода "Города Мастеров", мне тяжело сказать откуда он эту информацию брал, частично она соответствует действительности, а частично - нет. Но в целом, я вижу статью игрока которому не взошло, и ему хочется полить грязью игру и мастеров.
jolaf From: jolaf Date: January 7th, 2015 09:58 am (UTC) (link)
Во-первых, это статья на Свиридова, а Куковлева, Свиридов её только перепечатал.

Во-вторых, Вася, статье 23 (!) года, уж через столько-то лет можно уже не лезть в бутылку спорить. :)
29 comments --- Comment