?

Log in

No account? Create an account
Собор Святого Иакова. Отчёт. Часть 1 (из 7). Начало - One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
Собор Святого Иакова. Отчёт. Часть 1 (из 7). Начало
Другие части: Личный отчёт и благодарности :: Начало :: Планирование :: Закупки :: Начало строительства :: Завершение строительства :: Внутреннее убранство :: Итоги и выводы



В этом тексте пойдёт речь о том, как проектировался и строился Собор Святого Иакова на ролевой игре Быть монахом, прошедшей 6–10 мая 2015 года на полигоне Лесное озеро в окрестности города Ступино Московской области.

Вот несколько фотографий того, что получилось в итоге, чтобы вы понимали, о чём речь:


Текст отчёта неожиданно получился очень большим, так что я решил разбить его на несколько частей и публиковать их по мере готовности. Это первая часть.

Предыстория

Началось всё в ноябре, после Красной Стрелы, когда Вар предложила встретиться и поговорить о том, чтобы мне поехать на её игру Быть монахом. Я к этой идее сразу отнёсся скептически – игра выглядела слишком замороченной, причём в не очень интересную мне сторону. Но встретиться поговорить я согласился. На встрече Вар долго рассказывала про то, что и как, и всё это пролетало фактически мимо моих ушей, пока как-то мимоходом не выяснилось, что в монастыре на игре будет строиться собор. И тут, как говорится, всё заверте.

 
Джон Констебл. Вид на собор в Солсбери
из епископского сада. 1825

Столпы Земли.
Как рушатся готические своды

Вар с моей подачи пошла читать Шпиль Голдинга, я – перечитывать. Выяснилось, что Голдинг вдохновлялся Солсберийским собором, я бросился искать в Сети его фотографии и рисунки с разных ракурсов и пытаться придумать, как всё это перенести в полигонные реалии. Потом выяснилось, что Кен Фоллетт в Столпах Земли тоже писал о Солсбери. Этого оказалось недостаточно, чтобы заставить меня прочитать книгу (говорят, она так себе), но достаточно, чтобы я посмотрел снятый по книге сериал (он оказался тоже так себе, но с отличными актёрами) и укрепился в идее, что Солсбери – правильный прототип. А один из фрагментов сериала я даже вырезал и повесил в сообщество игры, как грозное напоминание и себе самому, и будущим коллегам-строителям (см. видео справа). Ну, а дальше началась работа.

Идея

Тут, конечно, нужно начать с того, что вспомнить Святую Софию на Константинополе (2007, архитектор Линнод), Шекспировский театр на Вероне (2008) и Артурианский мертвятник на Возвращении Короля (2009, архитектор Странник). На спинах этих трёх китов (монументальность, планирование и организация сложной работы большой командой, техника и эстетика работы с обрезными пиломатериалами), с учётом полученного на них опыта, делался этот проект.

Итак, задание от мастеров: построить за три дня до игры и три дня на игре и по игре собор, в котором можно будет служить службы на 100 человек. Можно не достроить – это нормально, соборы строились веками, – но важно, чтобы к концу игры собор был готов в достаточной степени, чтобы его уместно было освятить и провести в нем завершающую игру пасхальную службу.

 
Интерьер главного нефа собора в Солсбери
Уточнение задачи от меня: построить трёхнефный готический собор с использованием узнаваемых характерных элементов готической архитектуры, с видимой, даже акцентированной, что характерно для готики, архитектоникой, с трансептом, c башней и высоченным, на пределе возможного, шпилем над средокрестием, как у Голдинга – то есть, как в Солсбери. Хочется узкого, высокого, пустого готического нефа с лесом колонн по бокам (см. фото справа).

Нужно учитывать, что будет острый дефицит людей, особенно квалифицированных. Как следствие, нужно планировать работу так, чтобы как можно бо́льшая её часть могла быть успешно, быстро и безопасно выполнена неквалифицированными (или наскоро обученными) людьми по простым указаниям. Также важно помнить, что вторая половина строительства будет идти на игре и по игре, а значит, возможность привлекать рабочую силу будет дополнительно ограничена. Что касается недостроя – главное, чтобы в итоге были стены и крыша у хора (алтарной части), это исторически необходимое условие для освящения храма.

Конкретизация: главная фишка готики – высота, поэтому все конструкции должны быть настолько высокими, насколько это окажется возможно. При этом, учитывая ожидаемый дефицит людей и времени, необходимо минимизировать работу на высоте, как очень медленную. Поэтому – никаких вторых этажей, играть будем только на земле; никаких скамеек – пользы от них мало, а труда они требуют много, на службах будем стоять; минимум временных лесов; все, что возможно, должно комфортно собираться на земле или на небольшой высоте, и потом в сборе подниматься наверх (и здесь мы вступаем в область неизведанного, потому что никто никогда так не строил – всегда строили низ, залезали на него, строили выше, и так далее); работы на высоте всё равно будет много, поэтому нужно добыть как можно больше стремянок, в идеале – трансформеров. Вообще, нужно будет купить и одолжить много инструмента, чтобы он не становился узким местом. И нужно привыкать к той мысли, что делать что-то самому доведётся очень мало и эпизодически – всё нужно будет делегировать, и все усилия сосредотачивать именно на делегировании и контроле выполнения – это наиболее эффективно, поскольку максимизирует количество работающих рук.

 
Собор Солсбери в 1672 году
Гравюра Вацлава Холлара

Google Earth

 
Скриншот собора в Солсбери в программе Google Earth
Я потратил массу времени, выискивая фотографии и рисунки собора в Солсбери в нужных мне ракурсах (например, см. гравюру слева), чтобы уловить пропорции, прежде, чем сообразил, что занимаюсь ерундой.

Ведь есть прекрасная программа Google Earth, в которой очень многие здания есть в виде 3D-моделей, и собор в Солсбери не исключение (открывайте ссылку приложением Google Earth)! Как только это открытие было сделано, вся основная работа над размерами и пропорциями была завершена буквально за один вечер.

Подробнее о современных возможностях Google Earth я недавно писал отдельно, и ещё скажу ниже в этом отчёте.

Проработка

Максимальная комфортная высота работы без лесов – 6 метров. Соответственно, верхние детали основных конструкций должны быть примерно на этой высоте, иначе высотные работы сильно замедлят строительство. Анализ базовых пропорций Солсбери говорит нам, что высота центрального прохода примерно в 3 раза больше его ширины, а боковые проходы вдвое уже и ниже центрального. Попытка выдержать эти пропорции при высоте конька 6 метров даёт нам ширину центрального прохода в 2 метра, боковых проходов – в 1 метр, нефа целиком – 4 метра. Звучит жизнеспособно. При этом очень хочется, чтобы в подсводном пространстве не было никаких поперечных балок, чтобы весь неф насквозь собора представлял собой единый пустой объём (см. фото справа).

Далее, хочется как-то сымитировать структуру нервюрного свода. Лучше и проще всего это сделать, если расстояние между колоннами равно ширине центрального прохода, то есть 2 метра – так свод получается состоящим из квадратных секций, перекрещенных крест-накрест нервюрами. Таким образом, неф состоит из секций длиной 2 и шириной (вместе с боковыми проходами) 4 метра. Трансепт строится по тому же принципу, но он короче. Там, где неф и трансепт пересекаются, образуется средокрестие, центральный зал собора размером 4х4 метра.

Исходя из расчёта вместимости в 0.5 м2 на человека получаем необходимую площадь собора в 50 квадратных метров (не считая алтарной части). Соотнося это с размерами секции и желаемыми пропорциями собора в плане получаем главный неф длиной в 4 секции, хор – в 2 секции, трансепт – по 1 секции по сторонам средокрестия.

По высоте. Пропорции Солсбери говорят нам, что высота башни (с башенками по углам) равна высоте конька нефа, плюс высота шпиля – ещё столько же. В пересчёте это даёт нам высоту верхушки шпиля в 18 метров, что звучит чудовищно стрёмно, и с этим нужно что-то делать.

Далее, встаёт вопрос о средокрестии. В прототипе башня опирается на столбы центрального прохода, но если попытаться воспроизвести эту идею в масштабе, в центре собора получится лес из колонн с шагом 2 метра – что хорошо для длинного высокого узкого нефа, но плохо для большого центрального зала. Решение напрашивается само собой – под башней не должно быть столбов, средокрестие должно представлять собой пустое пространство размером 4х4 метра, башня должна "висеть в воздухе", её вес должен быть перераспределён на столбы, расположенные по углам средокрестия. По счастью, башня не несущая в том смысле, что люди на неё не поднимаются, так что задача выглядит теоретически осуществимой, хотя высота в 18 метров пугает очень.

 
Апсида собора Святого Вита в Праге
© Вар
Я понимал, что проект намечается сложный, планировать, расчитывать и пересчитывать его придётся не раз, и что на бумажках всё это чертить будет неэффективно и утомительно. А значит, надо осваивать SketchUp, о котором я не раз слышал от знакомых (в основном от Ильи Шаца и Энди) как о правильной программе для планирования ролевого строяка. Мой опыт 3D-моделирования к тому моменту равнялся полному нулю, и освоить программу самостоятельно с наскока у меня не вышло. Так что в конце декабря я поехал в гости к Шацу, чтобы он показал мне основы – это заняло буквально час. И этого оказалось достаточно, через неделю я уже знал программу лучше Ильи и вовсю рисовал в ней собор.

Время шло к католическому Рождеству, Вар и Драго (будущий брат Соломон, помощник архитектора) в это время бродили по Праге и присылали мне телефонофото, в частности, вот эту (см. слева) фотографию из собора Святого Вита. Увидев её, я понял, что у нашего собора должна быть апсида в завершении хора. Так к Новому году появился первый, черновой, но уже вполне проработанный проект, определивший всю дальнейшую работу.

Проект, первая версия

 
Скриншот, первая версия проекта.
Общий вид, человечек дан для масштаба
Посмотреть и скачать проект можно здесь, как рассматривать 3D-модели в SketchUp-е и без него, я недавно писал отдельно, посмотрите, там несложно. Ключевые вещи видны на скриншотах в тексте, но их тоже стоит рассматривать в полный экран, иначе ничего не разглядеть.

Вы можете спросить – зачем я описываю подробно черновой проект, который потом был сильно переделан? Я отвечу – затем, что это обосновывает многие решения, применённые в итоговом проекте, показывает, почему в итоге было сделано именно так, а не иначе.

Ориентируясь на предыдущий опыт, было принято решение планировать постройку из обрезных пиломатериалов – доски и бруса, просто за отсутствием какой-либо адекватной альрнативы.

В процессе проектирования быстро сформировалось убеждение, которое в дальнейшем оставалось неизменно верным, что, по аналогии с готической архитектурой, несущие конструкции должны быть не скрыты, как что-то стыдное, а, напротив, выставлены напоказ как ключевой элемент визуального дизайна. Особенно важным это казалось в отношении вертикальных деталей, визуально "вытягивающих" конструкцию вверх, а также в подходе к обтяжке стен тканью, минимально скрывающем деревянный каркас от наблюдателя.

Практически сразу, исходя из задачи минимизировать высотные работы, было принято ключевое конструкционное решение – крыши приделов (нефа, хора с апсидой, двух концов трансепта), фасады (главный и два боковых), башня и шпиль на вершине башни должны собираться на земле, и потом в собранном виде подниматься наверх.

 
Скриншот, первая версия проекта.
Вид снизу на конструкции крыш, средокрестия и башни


 
Скриншот, первая версия проекта.
Вид вдоль главного нефа
Предполагалось, что венец горизонтальных силовых балок на вершине средокрестия, нижний и верхний венцы башни и опорный венец шпиля будут выполнены в виде уменьшающихся и повёрнутых друг относительно друга на 45 градусов квадратов. При этом башня собирается на земле внутри средокрестия, шпиль собирается внутри башни, поднимается, с поворотом ставится на башню и крепится к ней. После этого башня вместе со шпилем поднимается на верх средокрестия, с поворотом ставится на него и крепится. Подъём предполагалось осуществить системой из восьми верёвок и блоков, расположенных наверху средокрестия. Сомневаюсь, что это получилось бы, попробуй мы осуществить эту идею на практике.

Очень быстро выяснилось, что не получается сделать постройку адекватной поперечной (поперёк нефа) жёсткости – необходимые для этого поперечные балки и раскосы неумолимо влезали внутрь центрального нефа, нарушая ключевой пункт концепции: неф должен представлять собой единый, длинный, высокий пустой объём.

Особенно досаждали в этом смысле опорные конструкции башни, не дающие объединить в единый объём главный неф и хор, но с этим пришлось смириться – ради башни и шпиля. А вот недостаток поперечной жёсткости беспокоил ещё долго. В отчаянной попытке как-то добавить постройке устойчивости к боковому ветру, было принято решение вкопать столбы, хотя бы на полметра – хотя Илья и утверждал, что это не поможет, но ставить не-жёсткую конструкцию просто на землю было слишком стрёмно.

Запас по материалу тоже был заложен большой: столбы средокрестия – брус 150х150, столбы центрального прохода и рёбра башни – брус 100х100, прочие детали – доска 25х100.

По высоте, в итоге конёк нефа оказался на высоте 5.7 метра, основание шпиля на высоте 9.5 метров, вершина шпиля – на высоте 13.5 метров. Горизонтальные габариты собора – 20 метров в длину, 8 в ширину.

 
Нервюрный свод главного нефа
собора Сен-Жан в Лионе, Франция
Был непростой вопрос о том, как сделать имитацию готического нервюрного свода. Вначале у меня была идея втыкать в вершины столбов центрального прохода дуги из углепластиковой арматуры, формирующие поперечные и диагональные нервюры, поверх дуг натягивать полуцилиндром вдоль нефа "фальш-потолок" из белой ткани, а крышу ставить на простые прямые стропила поверх – кстати, геометрически это очень похоже на то, как исторически делались своды и кровли. Но очень быстро я пришёл к мысли, что это излишнее усложнение и без того непростого проекта. В итоге фальш-потолок был выпилен, а в дополнение к основным стропилам крыши центрального прохода были добавлены косые стропила, как раз имитирующие диагональные нервюры. В проекте это смотрелось неплохо, и этот вариант было решено оставить.

В боковых проходах имитацию нервюрного свода было решено не делать, ограничившись треугольными подпорками стропил крыши боковых проходов, создающими иллюзию стрельчатости.

Крыть собор решили тарпаулиновыми тентами, порезанными при необходимости "в расход", или, что ещё проще, тарпаулином в рулоне, который продаётся шириной 2 метра. Этот момент был учтён в проекте – все кровельные поверхности были сделаны не шире 2 метров, чтобы их уверенно можно было покрыть одной полосой тарпаулина.

С этой первой версией проекта я опять приехал к Шацу. Проект его очень заинтересовал, но он сразу с сожалением сказал, что из-за пересечения по датам с Бандами Нью-Йорка, куда он точно едет, не сможет приехать на полигон и лично поучаствовать в строительстве. Но обещал помогать советом, и обещание своё сдержал, за что ему огромное спасибо.

Этот же проект был показан с экрана ноутбука мастерам игры. Их реакция свелась примерно к следующему: "мы совершенно не понимаем, как ты это делаешь сейчас и как собираешься строить, но выглядит очень круто, делай, как считаешь нужным, говори, чем помочь, мы тебя всячески поддержим". Как и Илья, слово своё мастера сдержали, я получил фактически карт-бланш, и за оставшиеся до игры несколько месяцев не услышал от мастеров ни слова возражения, только слова одобрения и поддержки – за что им тоже огромное спасибо.

Проект, вторая версия

Вторая версия проекта. Видео-обзор

Посмотреть и скачать проект можно здесь, его обзорное видео – справа.

В новогодние каникулы я, благодаря Ксюше, оказался в Барселоне. Это встряхнуло меня по полной. Нет, я не отказался от идей английской готики в пользу каталонской, но витражи Саграда Фамилии проникли глубоко в моё сердце, и существенно повлияли на проект.

По итогам детального анализа и проработки проекта с Шацем, было принято решение, что проект в целом – годный. Однако переработки было нужно сделать очень много. Начался этап скрупулёзной работы, поиска и исправления слабых мест, продумывания деталей крепления конкретных узлов, оценки прочности и ветроустойчивости, переделка, улучшение, детализация… С учётом многочисленных встреч, консультаций, уточнений и переделок, заняла эта переработка три месяца, условно-окончательный проект был готов к концу марта. Итак, что же поменялось в проекте по сравнению с первой версией, и почему?

В первую очередь, была признано категорически ненадёжной конструкция крепления башни над средокрестием. Илья настоял на том, чтобы наверху столбов средокрестия были надёжно закреплены два силовых венца из доски 50х100, на расстоянии порядка 1 метра друг от друга, таким образом, чтобы вертикальные рёбра башни были надёжно закреплены в двух прочных точках каждое. Это, увы, ещё увеличило загромождённость внутреннего объёма собора в области средокрестия, но зато позволило поверить в то, что, кажется, так башня действительно будет держаться.

Раздумывая о том, как, не загромождая внутреннее пространство, обеспечить конструкции устойчивость к поперечному давлению ветра (а ветры на этом полигоне весной бывают весьма сильными), мы пришли к следующему решению. Конструкция средокрестия, связанная двумя венцами, должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать любой разумный ветер; крыши всех приделов одним концом должны надёжно крепиться за венцы средокрестия; трансепты короткие, им ветер не страшен; хор с апсидой тоже имеет небольшую длину, плюс в апсиде много столбов стоят кучно, что повышает прочность; а дальний конец главного нефа мы (по аналогии, кстати, с настоящими готическими соборами), укрепим башенками по сторонам фасада, имеющими в своём составе полный комплект силовых раскосов.

В процессе раздумий о способах повысить поперечную жёсткость, были придуманы стяжки, поперечные и диагональные в основании крыш главного нефа и хора. Кстати, поперечные стяжки вполне аутентичны, во многих готических соборах они реально есть – например на фотографии из Святого Вита выше их вполне можно рассмотреть. Стяжки было решено выполнить тонким стальным тросиком (чтобы не растягивались). За счёт небольшой толщины, визуально они объём нефа не разрушали, а общую прочность конструкции повысили – столбы центрального прохода, одним концом вкопанные в землю, а другим закрепленные к продольным балкам крыши, оказались связаны в единую конструкцию, неплохо защищённую от деформаций – в частности, продольными досками в основании крыши, которые на поперечный прогиб нефа работали "ребром".

Продольные доски крыши, доска, стоящая "на ребро" в вертикальной плоскости в коньке, набор прямых и косых (это оказалось важно) стропил, стяжки поперечными досками на концах крыши и тросами – по всей длине и по диагоналям, всё это вместе сделало крышу нефа самой настоящей фермой, устойчивой к изгибам во всех направлениях. Так поставленные ради декоративного эффекта "готических нервюр" косые стропила внезапно стали важным конструктивным элементом, поддержав "дух готики" в проекте.

Тут же стала понятна и последовательность подъёма крыш. Вариант "вначале ставим столбы, потом поднимаем на них крышу" был отклонён очень быстро – во-первых, столбы в итоге располагаются под крышей, и ширина крыши больше, чем расстояние между столбами, так что поднять её просто снизу вверх не получится, придётся заносить сбоку. Во-вторых, идея поднимать несколько десятков килограммов только на шестах (а как ещё?) на высоту в 5 метров выглядела нереальной. В-третьих, при малейшей ошибке и опускании крыши ниже определённой отметки, столбы пропороли бы уже натянутую кровлю. В итоге был придуман следующий алгоритм: крыша в сборе, с кровлей и стяжками, размещается на земле непосредственно под тем местом, где она должна будет находиться в итоге, далее верёвками ближний к средокрестию её конец поднимается наверх и временно (теми же верёвками) закрепляется, потом шестами поднимается дальний конец, под него подводится пара столбов, которые со стремянок крепятся к продольным балкам крыши, после этого производится окончательная фиксация крыши на средокрестии. С этого момента крыша уже "стоит сама", шесты убираются, и постепенно подводятся остальные столбы.

Илья также указал на важность оставления в боковой поверхности собора "окон", "ветровых ловушек", которые позволяли бы ветру проникнуть внутрь здания, "надув" его и направив часть давления ветра вверх в крышу и в противоположную стену, снизив таким образом боковое давление на наветренную стену и крышу. Для этого было придумано делать обтяжку стен (как внизу, по внешним столбам, так и вверху, по столбам центрального прохода), не в полную высоту.

Кроме этого, Илья настоял на кардинальном облегчении (и, как следствие, уменьшении прочности) конструкции. Меня убедил его инженерный опыт, но и ещё два существенных соображения – во-первых, легче конструкция – меньше цена материала. Во-вторых, раз уж мы решили собирать крыши и башню на земле, а потом поднимать в сборе, вес поднимаемой конструкции становится жизненно важным параметром. В итоге столбы средокрестия были заменены на брус 100х100, а все столбы нефов – на доску 25х100. Илья призывал вообще везде где можно использовать штакет 25х50, но я до поры сопротивлялся.

Кроме перечисленных, в проекте были сделаны следующие сравнительно мелкие изменения:

 
Апсида церкви Санта-Мария-
дель-Мар
в Барселоне
(открывайте на весь экран)


 
Распятие под венцом с балдахином
в церкви Саграда Фамилия, Барселона
– Нижняя обтяжка стен перенесена на внутреннюю поверхность столбов, дабы акцентировать их при взгляде снаружи как имитацию контрфорсов – обратите внимание, как выглядит снаружи боковая стена главного нефа в Солсбери.

– Обтяжка стен и крыш на верхних углах средокрестия была убрана внутрь, обнажив столбы, для крепления тентов в этих местах были придуманы наклонные рейки, логично названные аркбутанами.

– Столбы средокрестия и башни завершены заостренными шпилями, такие же шпили увенчали крайние столбы боковых фасадов, которые стали более развитыми и визуально массивными.

– Главный неф укорочен на метр, вместо пяти секций стропил осталось четыре, зато главный фасад значительно расширен, добавлены башенки, в нефе (дополнительной перегородкой) и в крыше явно выделен нартекс. В башенки встроены лестницы – предполагалось, что с их помощью наверх одной из башенок будет поднята акустическая колонка, через которую будут "звонить колокола".

– Под влиянием каталонских соборов (например, см. фото слева) переделана апсида – вместо 4 внутренних и 7 внешних столбов установлены 8 полноценных пар столбов, таких же, как в остальных приделах. Апсида стала действительно близкой к полукруглой. На внутренних столбах спроектирована фанерная перегородка, предназначенная под роспись "фресками" (ретабло) и отделяющая амбулаторий.

– Финализирован и вычерчен точный план собора (справа), на его основе составлен для игроков краткий словарь готической архитектуры.

– На стенах размечены места возможной установки витражей, в том числе розы на главном фасаде.

– Спроектированы двустворчатые двери для всех трёх фасадов (в SketchUp-е они открываются и закрываются, если кликнуть в них инструментом Tools-Interact).

– Для главного фасада спроектирована накладная фанерная рамка "портала", которую предполагалось уже на игре украсить накладной лепниной.

– В библиотеке 3D-моделей найдены модель монаха (в натуральную величину), распятие, алтарь. Добавлены в модель собора для масштаба и лучшего понимания пространства.

 
Визуальная проверка вместимости собора –
100 монахов в натуральную величину.
– Для проверки вместимости в собор помещены (Layers-Толпа) фигуры 100 монахов, с попыткой сделать это реалистичным образом. Визуально вместимость вполне совпала с расчётной (см. сечение справа).

– Влияние Саграда Фамилии – спроектировано подвесное распятие под семигранным венцом (тканевый балдахин, присутствующий в Саграда Фамилии, меня не вдохновил) и "витражный светильник", призванный ночью раскрасить собор цветными пятнами, по аналогии с тем, как днём при ярком солнце это делают витражи в Саграда Фамилии. Расчитывать на такой эффект днём от моделей витражей не приходилось – чтобы это работало, весь свет должен проникать в помещение через витражи, а в наших условиях, при обтяжке стен тканью, этого не достигнуть.

– Распланирована стройплощадка (Layers-Строяк), спроектированы столы для распиловки досок, сборки "модулей нефа" (внутренний столб + внешний столб + стропило боковой крыши + подпорка стропила), дверей, крыш, фасадов, блоков стен. Розовыми досками в проекте обозначены времянки, которые должны были сниматься после монтажа готовых узлов в собор.

– Сконструирован третий, временный венец на средокрестии, с временным же настилом, для монтажа верхних венцов, а также подъёмник-"лифт" (Layers-Подъёмник) для подъёма башни со шпилем. Для понимания его работы башню стоит опустить (Tools-Interact, клик в башню). Более длинные "розовые" доски ("ручки") "на ребро" прикреплены к столбам башни, более короткие ("опоры") – к временным "розовым" столбам. Дополнительные доски кладутся поперёк плашмя между "ручками" и "опорами", так что "ручки" опираются на них, а они – на "опоры". Несколькими дециметрами выше монтируется второй комплект "опор", башня за 4 конца "ручек" рывком (группой людей) поднимается, и под "ручки", поверх новых "опор", просовываются доски плашмя. Далее процесс повторяется сколько нужно раз. Уверенности, что это сработает, не было. Надежда – была.

Кроме этого, я с большим трудом, и далеко не в полной мере, но всё-таки освоил V-Ray. Это плагин к SketchUp, который позволяет создавать на основе модели фотореалистичные изображения. Ну, то есть, это у профессионалов они получаются фотореалистичные, а у меня так, несколько более настоящие, чем просто скриншоты. В общем, таким образом были получены картинки, которые я уже не побоялся показать будущим игрокам в качестве иллюстраций к написанной к тому времени мастерами игровой истории строительства собора.

Вы спросите – а чего бояться-то? Почему промежуточные версии проекта не публиковались в сообществе игры прямо по ходу разработки? Я отвечу так – было очень страшно не оправдать ожиданий. Было страшно заронить в головы игроков ожидание чего-то грандиозного, а потом не суметь это построить. Было страшно, что в финале игры игроки будут не восторгаться построенному ими же, а грустить о непостроенном. Очень не хотелось портить людям игру. Поэтому в курсе хода и состояния проекта были только мастера и Драго, который тоже активно помогал идеями, большинству же игроков было известно только то, что было известно.

     
Рендеринг, вторая версия проекта.

Геопривязка

Нам с мастерами хотелось, чтобы собор был канонически ориентирован главным фасадом на запад, плюс, мы хотели понять, где именно на полигоне будем строить, получить представление, сколько там есть места, прикинуть, влезет ли туда собор и где он будет наиболее выигрышно смотреться и так далее.

По счастью, SketchUp обладает двумя чудесными функциями. Первая – File - Geo-location - Add Location – позволяет найти на спутниковом снимке Земли нужный кусок, ткнуть мышкой в нужную точку и тем самым сказать: "эта модель расположена тут".

Вторая бесценная функция – Preview in Google Earth – позволяет загрузить модель, как она есть в SketchUp, прямо в Google Earth и посмотреть на неё там, прямо в 3D – получается очень трогательно. Нет, нельзя просто так загрузить модель, чтобы она оказалась там для всех пользователей Интернета – на это есть модерация и строгие правила, но просто подгрузить модель по ссылочке с целью показать товарищу – никаких проблем. Собственно, для всех выложенных здесь проектов геопривязка уже выполнена, так что можете прямо взять и попробовать.

Вот, полюбуйтесь, наш собор на полигоне Лесное озеро и в Пиренейских горах, примерно там, где он и располагался по сюжету игры. Первое – крайне полезно, потому что всё в масштабе и можно оценить взаимное расположение собора и домиков базы, второе – просто прикольно. Открывайте на весь экран, иначе собор плохо видно, слишком маленький:

     


Описание финальной версии проекта, рассказ о подборе и закупках материалов и крепежа, о строяке и собственно игре – в следующих частях отчёта.

Tags: , , , ,

42 comments --- Comment
Comments
kat_bilbo From: kat_bilbo Date: June 8th, 2015 08:05 am (UTC) (link)
О-о-о-о, Йолаф, какая работа и какая крутота!
Я с огромным интересом читаю всё про твой собор, с первых отчётов.
Восхищение. :-)
jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 01:37 pm (UTC) (link)
Спасибо. Если осилю, будет ещё примерно две простыни аналогичного размера. С фотографиями процесса.
shadowri From: shadowri Date: June 8th, 2015 08:34 am (UTC) (link)
Поддержу предыдущего оратора - реальная такая крутота! Прям, крутотецкая)

Еще бы к этому собору смету про себестоимость строяка (хотя можно и не добавлять, просто всегда полезно знать стоимость стройки и не позволять себе пугаться воображаемых цифр), и обязательно публиковать в различных ролевых пабликах (вроде http://vk.com/rpg_ru , с 22 тысячами подписчиков).
jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 01:40 pm (UTC) (link)
Финансовый отчёт будет в следующей части.

У меня аллергия на вконтакт, но я ничего не имею против дайджестов и репостов. :)
From: lair Date: June 8th, 2015 08:47 am (UTC) (link)
First of all, безотносительно деталей, крутой проект и исполнение. В принципе, это как раз то, к чему мы в свое время стремились.

все, что возможно, должно комфортно собираться на земле или на небольшой высоте, и потом в сборе подниматься наверх (и здесь мы вступаем в область неизведанного, потому что никто никогда так не строил – всегда строили низ, залезали на него, строили выше, и так далее)
Это, на самом деле, не так. У моего синдена крыша (1, 2, 3; на втором, кстати, хорошо видно качество досок и разметку 3.8[м], оставшуюся от сортировки) состояла из стропил, не соединенных коньком (именно из-за того, что не было возможности для высотных работ). В итоге, мы собрали "уголки" стропил на земле, занесли и положили на крышу, провязали вершины тросиком, который впоследствии выполнял роль конька для тентов, за этот же тросик подняли, а потом уже закрепили металлическими уголками за стены. На (1) и (3) видно выносную доску, служащую точкой растяжки для этого тросика (и для натянутого тента).

jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 01:45 pm (UTC) (link)
Спасибо!

> на втором, кстати, хорошо видно качество досок и разметку 3.8[м], оставшуюся от сортировки

В смысле, при заказе 6-метровой доски, часть досок были 3.8 метра??

Вообще по доскам конечно видно, что это так называемый "второй сорт" типичный . :(

С тросиком - крутая схема, надо запомнить.

Но это как раз то, что я называю "снизу вверх" - поставили каркас здания, на него установили стропила, потом закинули тент.

А на соборе на земле собиралась рама крыши, на неё ставились стропила, конёк, натягивался тент. Потом вся сборка целиком закидывалась шестами на 5 метров вверх, и потом под неё подводились опорные столбы. И вот это было очень стрёмно придумывать и расчитывать на это, потому что такого опыта не было совсем.

Edited at 2015-06-08 02:01 pm (UTC)
shanille From: shanille Date: June 8th, 2015 10:14 am (UTC) (link)
Брат, ты очень-очень крутой!
jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 01:52 pm (UTC) (link)
Ты тоже молодец. :)
donna_cusa From: donna_cusa Date: June 8th, 2015 11:30 am (UTC) (link)
До этого не читала настолько захватывающий текст про строяк 😊
jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 02:00 pm (UTC) (link)
Рад, что тебе понравилось. :)
lr_eleran From: lr_eleran Date: June 8th, 2015 11:31 am (UTC) (link)
Ты прямо доктор архитектуры стал! Респект :) Действительно,грандиозный проект.
jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 01:59 pm (UTC) (link)
Ну нет, просто нахватался по мелочи в интернете.

Но спасиобо. :)
hyyudu From: hyyudu Date: June 8th, 2015 11:33 am (UTC) (link)
Поздравляю с левелапом ролевого строяка вообще и личным в частности :)
jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 01:59 pm (UTC) (link)
Спасибо!
ankatrostnikova From: ankatrostnikova Date: June 8th, 2015 11:38 am (UTC) (link)
Не играю в ролевые игры, не интересуюсь готикой, но читаю это как крутую научную статью. Огромное спасибо за пост.
jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 01:59 pm (UTC) (link)
Спасибо! :)
var_r_r From: var_r_r Date: June 8th, 2015 12:35 pm (UTC) (link)
11 листов?)
jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 02:00 pm (UTC) (link)
Это только первая часть. Ещё две в набросках, там ещё детализировать и иллюстрировать дофига.
dzejd From: dzejd Date: June 8th, 2015 02:08 pm (UTC) (link)
Шикарный проект! Спасибо огромное за его реализацию!
jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 06:41 pm (UTC) (link)
Спасибо! :)
drago_sumy From: drago_sumy Date: June 8th, 2015 05:27 pm (UTC) (link)
надо еще. Еще что-то соорудить.
я-пропал-безнадежно-пропал-возле-стен
jolaf From: jolaf Date: June 8th, 2015 06:38 pm (UTC) (link)
Ну так это, действуй! :) Я готов помочь советом, инструментом, в общем, чем смогу.
ars_vivendi_888 From: ars_vivendi_888 Date: June 9th, 2015 09:28 am (UTC) (link)
Ты велик, брат-строитель.
Масштаб истинно готический)
jolaf From: jolaf Date: June 9th, 2015 12:45 pm (UTC) (link)
Спасибо :)
babatick From: babatick Date: June 14th, 2015 07:22 pm (UTC) (link)
Огромнейшее спасибо за подробный отчет! Строение божественно! Из отчета удалось многое почерпнуть и очень многму научиться в теории. Отдельное спасибо за знакомство со скетчапом
jolaf From: jolaf Date: June 14th, 2015 08:47 pm (UTC) (link)
Пожалуйста, обращайтесь. :)
livejournal From: livejournal Date: July 21st, 2015 01:14 am (UTC) (link)

Собор Святого Иакова. Похищено у Йолафа

User smerkovich referenced to your post from Собор Святого Иакова. Похищено у Йолафа saying: [...] лжение, начало здесь [...]
livejournal From: livejournal Date: July 21st, 2015 07:24 am (UTC) (link)

Очень светлые и радостные воспоминания с Монастыря.

User ranwen_daerin referenced to your post from Очень светлые и радостные воспоминания с Монастыря. saying: [...] лжение, начало здесь [...]
42 comments --- Comment