Название не случайно, ибо понятно, что разговор по большей части в пользу бедных. Но вдруг...
8. Чудовищная давка на паркете в фигурном вальсе и некоторых других танцах наводит на мысль "Или делать билеты по 1000 рублей, или искать зал больше". Однако проблема заключается в том, что скорее всего этой альтернативы не существует – залы большего размера все очень понтовы, и, скорее всего, выбор одного из них автоматически повлечёт за собой увеличение цены билета до 1000 рублей или даже больше. Поэтому на самом деле вариантов есть три:
8.1. Просто поднять цены в надежде, что это уменьшит число желающих – плох понятно чем.
8.2. Случится чудо и найдётся недорогой зал большего размера – выглядит крайне маловероятным. Впрочем, есть Колонный зал Дома Союзов, который как раз имеет шансы, пусть и небольшие, оказаться таким исключением.
8.3. Попытаться как-то реорганизовать бал в этом же самом помещении – ужесточая дресскод, расширяя используемую площадь, усложняя программу и так далее. Дресскод в этом смысле выглядит наиболее перспективным направлением, так как, как показывает опыт, подавляющее большинство гостей готово так или иначе решать эту проблему, и решение это становится проще со временем – костюмов становится больше, их проще становится одолжить.
9. Звучала идея задействовать второй зал в том же здании, благо он есть. Идея в принципе весьма интересная, так как позволит разнообразить программу и снизить давку на паркете. Вопрос только в том, как это сделать, чтобы это сработало – то есть, чтобы гости действительно распределялись по двум залам плюс-минус равномерно. На эту тему есть следующие идеи.
9.1. Сделать в двух залах примерно согласованную по времени музыкальную программу, чтобы иногда вальсы шли и там и там одновременно, а иногда вальс в одном зале шёл в параллель с не-вальсом в другом. При этом часть танцев дублировать, а часть (не слишком популярные) давать только в одном зале. Вероятно, можно сбалансировать программу так, чтобы это имело результат. Основная сложность: двойной комплект музыкальной аппаратуры, двойной конферанс.
9.2. Разместить колонки от одной и той же музыки в двух залах и давать всю программу в обоих залах синхронно. Бонусы: единая музыка и конферанс. Проблема: как сделать так, чтобы не было здесь густо, а там пусто. Проблема имхо решаема путём нахождения некоторого количества ответственных кавалеров (преимущественно, из организаторов и их друзей), которые будут сами проявлять инициативу и идти в тот зал, где меньше народу. Думаю, публика потянется.
9.3. Давать танцы то в одном зале, то в другом, поочереди (можно даже с небольшим наложением), а в другом в этом время делать перерыв. Самые активные конечно будут бегать постоянно из зала в зал, но таких будет немного, и в итоге нагрузка снизится.
10. Ещё один вариант разгрузки паркета – делать бал длиннее. Скажем, не с 15 до 21, а с 12 до 22, или с 18 до 6 утра. Поскольку танцевать всё это время не в состояни почти никто, паркет разгрузится сам собой.
10.1. Есть подозрение, что нехилая усталость, накапливающаяся у большинства к концу 5-часового бала определяется не столько временем, проведённым на паркете, сколько временем, проведённым на ногах. Иными словами, идея танцевать реже, чтобы продержаться весь бал, скорее всего себя не оправдает, и через 6 часов усталость возьмёт своё. Посему, можно рекомендовать гостям приезжать и уезжать вразнобой, в разное время – кто-то будет с 18 до 24, кто-то с 21 до 3, кто-то с 0 до 6. Главное, построить программу так, чтобы не получилось, что 90% приехали к началу, а оставшиеся 10% к утру танцевали в пустом зале – хотя в этом тоже есть определённый кайф.
11. Возможно, удастся добыть зал большего размера и сохранить цену на билеты путём изыскания дополнительных источников дохода и покрывания аренды за их счёт. Варианты навскидку: дорогой буфет с шампанским и дорогими закусками (наряду с бесплатным, как обычно), коляски с лошадьми от метро для желающих (с "лошадиной" конторой можно договориться дешевле за опт), азартные игры с доходом в бюджет бала, прокат костюмов. Правда тут сразу возникают тонкости в виде лицензий и налоговой. Не знаю, можно ли их как-то разумно разрешить.
12. Традиционно основная давка на паркете возникает на венском вальсе. Этот бал оказался исключением – практически на всех вальсах танцевать было вполне возможно. Главная же давка случилась на фигурном вальсе, который очень прост, всем известен, в программе стоит один раз (в отличие от венского вальса), а места требует много (в отличие от, скажем, па-де-граса) – в итоге, из фигурника многим пришлось просто выйти, ибо танцевать стало невозможно. Вероятно, этот танец исчерпал себя, и его пора убирать из программы больших балов.
13. Одним из факторов, усугубляющих давку на паркете, является толпа зрителей, стоящая тесным кругом при том, что за ними, за рядом колонн, очень много свободного места. Соответственно, видится целесообразным настойчиво рекомендовать гостям следующее.
13.1. Никому из гостей не выходить в зал ближе линии колонн, иначе как с намерением идти танцевать.
13.2. Дамам, желающим быть приглашёнными на данный танец, выйти в первый ряд зрителей, дабы кавалеры имели возможность их заметить.
13.3. Дамам, не желающим быть приглашёнными, и кавалерам, занятым беседой, не выходить в первый ряд, не сбивая тем самым с толку кавалеров и не провоцируя сужение круга зрителей.
13.4. Возможно, имеет смысл кому-то из организаторов регулярно напоминать гостям об этих правилах.
14. Есть ещё один кардинальный вариант уменьшить давку на паркете. А именно, заставить гостей танцевать поочереди.
14.1. Например, можно попросить кавалеров приколоть к костюмам белые, либо алые розы, а тем, кто забудет это сделать, выдавать вместе с приглашением белый либо алый бант на булавке – с таким расчётом, чтобы "белых" и "алых" получилось примерно поровну. Далее, все танцы, на которых можно ожидать давки, объявлять либо "алыми", либо "белыми" и позволять в них выходить только кавалерам с, соответственно, алыми либо белыми розами или бантами.
14.2. На этом месте, мне кажется, дамы взбунтуются и вскричат: "Как же так, кавалеры будет просто стоять и не танцевать в то время, когда столько дам страдают от того, что они не приглашены!", и будут в чём-то правы. Поэтому есть ещё один вариант – на опасных давкой танцах объявлять "алую" и "белую" части, возможно по несколько раз за танец, с таким рассчётом, чтобы за одну часть кавалеры успели пригласить, скажем, одну-двух дам, после чего такое же время отдыхали и присматривали, кого пригласить следующей. То есть, прямо во время музыки объявлять: "Господа, алая часть вальса!", после чего "белые" кавалеры должны быстро, максимум в полтура доставить своих дам на место, а алые кавалеры могут приглашать дам.
14.3. Если эта идея кажется слишком смелой, можно попытаться провести эксперимент, организовав на балу таким образом, скажем, один длинный вальс. В рамках эксперимента, можно раздать кавалерам банты во время перерыва и непосредственно перед танцем.
14.4. То, что помечать розами или бантами следует именно кавалеров, а не дам, думаю, очевидно.
15. На вальсах и других танцах, подразумевающих хоть сколь-нибудь активное движение пар и хоть сколь-нибудь существенное движение пар на паркете, чудовищно, просто ужасно мешают пары, стоящие в центре или сбоку зала и танцующие медляк или пытающиеся вспоминать вальс по шагам. Мне это кажется категорически недопустимым. Не умеете танцевать – не выходите! На паркете и так очень тесно. Очень хочется что-то такое поделать – делайте это за колоннами, вне круга танцующих, или в перерывах между танцами, а после бала идите на танцклассы, чтобы в следующий раз не иметь таких проблем. Можно даже поставить специальный трек абстрактного медленного танца в программу, или включать медленную музыку в перерывах между отделениями, когда паркет пустует.
15.1. Не исключено, что имеет смысл организаторам следить за происходящим в зале, и, заметив такую пару, подходить и просить покинуть паркет. Понятно, что на балу слышать такие просьбы неприятно, но ещё более неприятно парам в вальсе налетать на стоящих людей.
15.2. В принципе, постепенно эта проблема решается (в частности, очень успешно в этот раз была решена проблема фотографов), но она всё ещё существует и доставляет много неприятных моментов.