Top.Mail.Ru
? ?
One day more
Another day, another destiny
jolaf
jolaf
Про моль
Давно хотел написать об этом.

Сторож закрывал мавзолей, и тяжелый звук замка падал в его мрак, как будто это падало имя ключа. Такой же недовольный, как и я, он сел рядом, на камень, и закрыл глаза. В тот момент, когда мне казалось, что он уже заснул в своей части тени, сторож поднял руку и показал на моль, залетевшую в галерею мавзолея то ли из нашей одежды, то ли из разложенных внутри персидских ковров.
– Видишь, – обратился он ко мне равнодушно, – насекомое сейчас высоко наверху, под белым потолком галереи, и его видно только потому, что оно движется. Глядя отсюда, можно было бы подумать, что это птица высоко в небе, если считать потолок небом. Моль этот потолок, вероятно, так и воспринимает, и только мы знаем, что она ошибается. А она не знает и того, что мы это знаем. Не знает она и о нашем существовании. Вот и попробуй теперь установить с ней общение, попытайся. Можешь ли ты ей сказать что-нибудь, все равно что, но так, чтобы она тебя поняла и чтобы ты был уверен, что она тебя поняла до конца?
– Не знаю, – ответил я, – а ты можешь?
– Могу, – сказал старик спокойно, хлопнув руками, убил моль и показал на ладони ее расплющенные останки. – Ты думаешь, она не поняла, что я сказал?
– Так можно и свече доказать, что ты существуешь, загасив ее двумя пальцами, – заметил я.
– Разумеется, если свеча в состоянии умереть… Представь теперь, – продолжал он, – что есть кто-то, кто знает о нас все то, что мы знаем о моли. Кто-то, кому известно каким образом, чем и почему ограничено наше пространство, то, что мы считаем небом и воспринимаем как нечто неограниченное. Кто-то, кто не может приблизиться к нам и только одним-единственным способом – убивая нас – дает нам понять, что мы существуем. Кто-то, чьей одеждой мы питаемся, кто-то, кто нашу смерть носит в своей руке как язык, как средство общения с нами. Убивая нас, этот неизвестный сообщает нам о себе. И мы через наши смерти, которые, может быть, не более чем просто урок какому-нибудь скитальцу, сидящему рядом с убийцей, мы, повторяю, через наши смерти, как через приоткрытую дверь, рассматриваем в последний момент какие-то новые пространства и какие-то другие границы. Эта шестая, высшая степень смертного страха (о котором нет воспоминаний) держит всех нас вместе, в одной игре, связывает всех ее участников, не знакомых друг с другом. В сущности, иерархия смерти – это то единственное, что делает возможной систему контактов между различными уровнями действительности в необъятном пространстве, где смерти, как отзвуки отзвуков, повторяются бесконечно…
Пока сторож говорил, я думал: если все, что он здесь рассказывает, – плод мудрости, опыта или начитанности, то это не заслуживает внимания. Но что, если вдруг он просто в этот момент оказался в таком положении, из которого ему открывается лучший вид и другие горизонты, чем всем остальным или ему же самому день назад?.."

Милорад Павич Хазарский словарь


Я это, собственно, к чему. Если ты моль, то есть ли иной способ сказать миру что-нибудь, все равно что, но так, чтобы он тебя понял, и чтобы ты был уверен, что он тебя понял до конца?

Tags: ,

5 comments --- Comment
Comments
tinwet From: tinwet Date: February 9th, 2008 10:46 am (UTC) (link)
А вот кто-то из стоиков, кажись, говорил, что не стоит бояться смерти, потому что когда мы есть, ее нет, а когда она есть - нас нет :-)

так что сдохла эта моль, и ни хрена не поняла, а Павич зануда
flybegemot From: flybegemot Date: February 10th, 2008 02:37 pm (UTC) (link)
если мы не можем быть уверены, что собеседник "понял до конца", то можем ли мы требовать это от мира...
но сказать так, чтобы нас попытались понять можем - уничтожить мир...
flybegemot From: flybegemot Date: February 10th, 2008 02:38 pm (UTC) (link)
ну и не согласен с Павичем, что моль поняла, что случилось, что это был понятный ей язык... скорее всего нет.
bfish From: bfish Date: February 11th, 2008 09:11 am (UTC) (link)
>то есть ли иной способ сказать миру что-нибудь, все равно что, но так, чтобы >он тебя понял, и чтобы ты был уверен, что он тебя понял до конца?
Эмм. В тексте Павича боюсь мир ничего не понял. Поняла до конца только моль.
Таким образом если и есть способ сказать что-то миру так чтобы он это понял, то ни как не тот который ты описываешь.

Большинство самоубийц как раз остаются не поняты даже близкими, куда уж миру.
From: wicent Date: June 13th, 2008 03:07 pm (UTC) (link)
Хазарский словарь интересная книга, помню прочел ее гдето год назад, очень понравилась. Все таки чуствуется що Милорад Павич учился на философском факультете. Когда будет свободное время обязательно ее еще раз прочту
5 comments --- Comment