Срачег после игры возникает почти всегда – если игра хоть что-то из себя представляла и была хоть сколь-нибудь большой.
Срачег бывает между игроками и игроками, между мастерами и игроками или между игроками и мастерами.
Срачег между игроками и игроками, или между мастерами и игроками обычно сводится к мысли "вы плохо играли" или "вы нарушали правила". Этот срачег может быть, а может и не быть, как повезёт. Чем больше игра, тем он вероятнее.
Срачег между игроками и мастерами почти всегда сводится к мысли: "вы нас обманули" (сюда же, в частности, попадают всякие мастерские рельсы). Не так важно, был обман на самом деле или не было, был он уместен или неуместен, правомерен или неправомерен – срачег всё равно наверняка будет. Люди не любят, когда их обманывают те, кому они доверяют, и своё негодование изливают в срачег.
Можно давать повод для срачега или не давать. Если не давать – срачег возникнет в каком-нибудь неожиданном месте и будет скорее всего нелеп и смешон. Но если дать реальный повод – срачег с хорошей вероятностью будет иметь масштаб религиозной войны и погасить его будет стоить титанических усилий.
Повод для срачега даёт обман мастерами игроков, и в этом смысле не так важно, правы были мастера или неправы. Сказать, что всё, что мастера говорят игрокам есть обман – можно, но это нарушит стройность концепции, потому что срачег вызывается обманами вполне определённого рода, и обычно уже при задумывании обмана можно с хорошей уверенностью предположить, вызовет он срачег или нет.
Например, на мастерятниках МГ JNM периодически можно услышать диалог примерно следующего содержания:
– А давайте решим эту проблему вот так.
– Не-е, не надо, будет срач.
– Окей, поищем другое решение.
Если вы заложили в игру некий обман, и вокруг него возник срачег, то есть два варианта – либо вы этот срачег предвидели, либо нет. Если вы его не предвидели – то скорее всего, вы плохо подумали или просто (совершенно напрасно) не задумались о том, приведет ли этот конкретный обман к срачегу.
Если же вы срачег предвидели – это значит, что вы фактически заложили в игру тот факт, что после неё будет срачег. Не то, чтобы это было плохо (особенно учитывая, что срачег наверняка возник бы всё равно по какому-нибудь другому поводу), но это полезно осознавать. И в любом случае, было бы странно этому удивляться и говорить что-нибудь в духе "блин, мы же сделали такую отличную игру, откуда же срачег!?".
Выводы из всего этого следующие:
1. Обманывать игроков можно, но это обычно приводит, кроме всего прочего, к срачегу. Обманываете игроков – не удивляйтесь потом. Срачег – естественная реакция игроков на обман.
2. Если после вашей игры игроки устроили вам срачег в ваш адрес – очень вероятно, что вы их обманули таким образом, который им не по душе.
3. Если вы хотите делать добрые светлые игры, от которых всем будет светло и радостно на душе – не обманывайте игроков. Потому что обман наверняка выльется потом в срачег, который изрядно подпортит всем настроение.
Замечания? Коррективы? :)