I. Неписанные правила старателей
1. Если в Джунглях слышишь "Стой!" – вначале замри, как есть, не шевелись, а потом уже думай, осматривайся и задавай вопросы.
Собственно, это первое правило старателя, первое, чему учат новичков. По сути, оно аналогично современному армейскому "Ложись!", адаптированному под местную специфику.
2. В Джунглях не работают без света. Иметь фонарь очень и очень важно: разглядеть светлячка, заметить несветящееся существо, отпугнуть или отвлечь монстра. Без света делать нечего.
3. Не забирайся глубоко в чащу. Почти всё интересное – на тропах, опушках, прогалинах.
4. В Джунглях громко не кричи – а то услышат. Потерялся – выбирайся сам.
5. Где нашел один сбанан / соранж – смотри внимательно рядом. Почти всегда найдёшь ещё пять-шесть штук.
II. Приметы
1. Не возвращайся назад той же дорогой.
Во-первых, заблудишься – Джунгли меняются. Во-вторых, рискуешь встретиться с тем, что шло по Джунглям по твоему следу.
2. Не бери лишнего груза, только необходимое. И хабара не набирай слишком много. Отяжелеешь – не убежишь.
3. Не бери больше трёх обойм. А то обнаглеешь, зарвёшься и скопытишься.
4. Нашел "месторождение" сбананов / соранжей – оставь один, "на развод". А то возьмёшь, потом неделю ни одного сбанана не попадётся.
III. Старательские байки
1. Про Голос Джунглей
Иногда старатели в Джунглях слышат Голос. Кто-то говорит – из-за дерева, кто-то говорит – в голове. Кто-то не верит, думает, послышалось, или глюки от испарений каких-нибудь, а кто-то верит.
Один старатель шёл ночью по Джунглям и вдруг слышит: "Стой!". Ну, он замер, огляделся – никого. А потом смотрит – прям перед его ногой здоровенный овощ-сонар. Почему он не лопнул от вибрации почвы – непонятно, но ещё бы полшага... Ну, мужик от этого овоща отошёл осторожно, и дальше пошёл. А кто его предупредил – так и не понял.
А ещё как-то раз целая группа шла за хабаром, и вдруг слышат голос: "Вернитесь!". Ну, одни говорят: "показалось", другие говорят, что нет... В общем, разделились, половина ушла дальше по маршруту, а другая вернулась на базу. Так вот тех, кто дальше ушёл, никто больше не видел.
А ещё один старатель, старый да опытный, говорил, что ему когда-то в Джунглях Голос явился и полночи рассказывал, что да как в Джунглях устроено, и что как надо делать, а как не надо, но наказал больше никому не рассказывать.
2. Про Слепого Проводника
Одному старателю явился Голос Джунглей и спросил, чего он хочет. Тот, недолго думаю, ответил, что хочет, мол, по Джунглям ходить, куда ему вздумается, никогда не терять направление и не попадаться в ловушки всякие. А Голос ему и ответил: "Хорошо, пусть будет, как ты говоришь, но взамен мне понадобятся твои глаза". Ну, старатель согласился, и ослеп, совсем. С тех пор он живёт в Джунглях, ходит, ориентируясь на звуки и запахи, да ему одному данное чутьё. Оружия с собой не берёт, зачем оно ему? К людям почти не выходит, но если доведётся встретить его – куда угодно проведёт безопасными тропами.
3. Про Зов Джунглей
Иногда Джунгли начинают призывать какого-нибудь старателя к себе. Идёт такой вместе с группой, и вдруг, ни слова ни говоря, поворачивает и направляется куда-то в сторону. Если это заметить, догнать, да пнуть хорошенько, приходит в себя, говорит "А? что?", и ничего не помнит, помнит только, что шёл вместе с группой. Если раз такое с человеком случилось – всё, считайте, пропал старатель. Раз за разом это будет с ним случаться, и в какой-то раз не уследят, и уйдёт он в Джунгли, навсегда.
Был на станции Рубеж один старатель, Андерсон его фамилия, так его, говорят, прямо на базе накрыло – он в тот момент под арестом сидел, за фигню какую-то, и в дверь головой бился, пока в себя не пришёл. Он, не будь дурак, просёк, что случилось, понял, что в Джунгли ему отныне путь заказан. А гражданства у него не было, уехать с Гайи он никак не мог. В общем, он какими-то правдами и неправдами мыкался, держался, какую-то наркоту глотал, чтобы не расслабляться, в общем Зов слышал несколько раз, но так и не ушёл, выдержал.
Что с ним в итоге стало, точно неизвестно. Кто-то говорит, что он год так продержался и попустило его, и больше не Зовёт. Кто-то говорит, что через полгода как-то раз его особо сильно накрыло днём и он, в чём был, вышел через шлюз. А ещё сказывают, что через год прилетели за ним аж из Гейдельберга (это ещё до 88-го было) и забрали куда-то, для опытов – шутка ли, год Зову противиться.
4. Про наркоту
Был один старатель, в Равенсбурге, он в Джунгли только под травианом ходил. Ну, чтобы реакция побыстрее была, спать не хотелось... скопытиться боялся. Перед каждым выходом принимал дозу, и с собой брал, подкачаться по ходу. Ещё говорят, частенько он сам с собой разговаривал, тихо так, себе под нос – будто бы с кем-то советовался. Может, по коммуникатору с кем связывался, а может глючило его так. Но реально, нормально ходил, хабар приносил, опасности его обходили, или он от них уходил. Ну, он и радовался, неуязвимым себя считал.
И как-то раз, пошёл он с группой незнакомой, и повезло ему – мерцающего светлячка нашёл! Ну, спутнички его это заметили, по голове его стукнули легонько да обчистили. Ну, ничего особо страшного, приходит он в себя, вроде жив, цел – а дозы-то и нет. А он без дозы-то по Джунглям ходить не привык, ну и вляпался во что-то, не успел среагировать. Нашли его потом, изжаленного и высосанного всего, костюм – весь в дырах, как решето. Лицо правда сохранилось – под маской было – от боли перекошенное, и всё равно читалось выражение какой-то обречённости почти философской и удивления, мол как же так.
5. Про лиловую плесень
Иногда в Джунглях появляется лиловая плесень. Небольшими очагами – тут несколько деревьев облепит, там... И такие очаги повсеместно, на большой территории. День, два подержаться – и исчезают, как не было. Так вот эта плесень чем-то таким попахивает – запах, говорят, специфический, раз почуешь – никогда ни с чем не спутаешь. И этого запаха, если близко подойти, мозги набекрень съезжать начинают, и ужасы всякие мерещатся. Кто-то говорит, что человеку самое страшное, чего он больше всего боится, представляется... точно непонятно, потому как те, с кем это случается, ничего потом не помнят – даже если живы остаются.
Один так, говорят, запаниковал, заорал, схватил автомат и давай во все стороны палить без разбору... в общем, перестрелял свою группу до последнего человека. Потом очухался, пошёл к базе, и по дороге на него моллюски напали, а ему отбиваться нечем было – батареи-то он высадил. Так он и накрылся.
Ещё одна группа рассказывала, что чувак, который их вёл, впереди шёл, вдруг кинулся к дереву, вжался в него спиной, стоит дрожит, лицо белое, перекошенное, губы что-то шепчут, только что – непонятно, из глаз слёзы... постоял так секунд сколько-то, а потом ствол достал и пулю себе в рот вогнал. Старатели осмотрелись, а вокруг плесень лиловая. Сразу дёру дали, понятное дело.
Ещё один старатель как-то отбился от группы и тоже на лиловую плесень забрёл. Так он вообще на дерево залез, до самых верхних уровней, как – никто не знает. Ближе к рассвету, видать, испарения улеглись, он очухался и на связь вышел, вертолётом его оттуда снимали.
6. Про теорию излучений
Один учёный, то ли Балмер, то ли Фармер, разрабатывал теорию, что дескать хемилюминисценция жуков и светлячков всяких – она не просто так, а со смыслом. Просил ему светлячков приносить живыми, и в спектрометр засовывал, спектр излучения записывал, и какие-то выводы глубокомысленные делал, то ли про структуру цепей питания, то ли вообще о смысле жизни Джунглей. А кто-то говорил, что он вообще считал, что свечение – отражение процесса мышления гигантского единого организма Гайи.
7. Про смедведя
Отбился как-то один старатель ночью в Джунглях от группы, заблудился. Коммуникатор молчит, по рации связи нет, помехи... Ну, он кричит, вначале тихонечко, потом громче: "Ауу! Эй, кто-нибудь меня слышит? Отзовитесь! Ау!". Тут раз, тень неясная из-за дерева выступает и голос хриплый спрашивает: "Ты чего орёшь?". Ну, старатель прифигел, сам не знает, радоваться или паниковать. Ну, и говорит: "Ну, я вот, заблудился, думал, может услышит кто...". А тень ему и отвечает устало: "Ну, я услышало. И что, легче тебе от этого?"
8. Про мясорубку
Есть такой светлячок, весьма крупный и очень редкий, переливчатый называется. Так вот под этим названием известна на самом деле типа самка, она ярко красно-синим переливается, а есть ещё типа самцы, они не светятся, и вообще малозаметны, зато кусаются адски – набрасываются, вцепляются и щупальцами буквально на куски секут, пока человек дёргаться не перестанет. Так вот когда самка по Джунглям ползёт, самцы вокруг неё собираются, видать на запах, и если вдруг встречаются близко – между собой дерутся. Посему, выстраиваются они вокруг самки кругом, на расстоянии длины щупалец друг от друга, и никак к самке не подойти получается, ни с какой стороны.
Так опытные старатели, кто знает про всё это, берут с собой кого помоложе да поглупее, и когда эту самку по цвету свечения узнают – новичка вперёд пускают. Ну, и пока самец с ним разбирается, самку быстро хватают – и дёру. Поэтому тем, кто такого светлячка приносит, да ещё если выясняется, что кто-то из группы погиб в выходе – доверия больше нет.
9. Склоп-мозгосос (наукообразная байка)
Есть в Джунглях такое редкое насекомое, типа клопа, только помельче. Он паразитирует на кальмабонах (это такие типа кальмаров, небольшие, безобидные). В поисках места, куда можно было бы отложить споры, ищет небольшую полость с заданной температурой, причём температуру определяет очень точно. Фокус в том, что температура эта – 37 с копеечкой градусов, поэтому если человек простужен или ещё от чего температурит – то есть шанс, что этот самый склоп примет его за кальмабона. Небольшой полостью обычно оказывается ушная раковина. Склоп летает практически бесшумно, садится человеку на ухо, запускает туда длинный спороклад и откладывает споры.
Споры развиваются, врастают в стенку ушной раковины, и начинают отравлять кровь своими выделениями. Первым на отравление реагирует мозг, у человека возникает лёгкое расстройство поведения и острый дефицит сахара – человек начинает жрать сладкое в больших количествах, на средних стадиях развития спор – желание сладкого становится слабоконтролируемо, в частности человек, учуяв запах гайанской клубники, пытается съесть её вместе с плесенью – это может быть заметным симптомом. Также на средних стадиях развития спор часто наблюдается нервный тик – дёргается глаз с противоположной поражению стороны тела.
На терминальной стадии развития спор они прорастают непосредственно в мозг, и начинают переваривать его, что очень быстро приводит к судорогам и смерти человека. Далее в течение нескольких дней споры практически полностью переваривают мозг, заканчивают своё развитие и вылупившиеся личинки склопа (в количестве нескольких десятков штук) вылезают из мозга жертвы наружу через естественные отверстия (обычно через уши и глаза), чтобы пройти оставшиеся стадии развития во взрослую особь уже самостоятельно.
Лечения от поражения спорами склопа не существует, заразившийся обречён.
По другой версии, склоп не откладывает споры, а проникает непосредственно в мозг через ушное отверстие, и там, в условиях комфортной температуры и обилия питательных веществ, запускается цикл внутриутробного развития. После цикла размножения родительская особь погибает, а личинки покидают организм носителя, как указано выше.
10. Про дорожку светлячков
Один старатель шёл ночью по Джунглям и увидел необычного зеленоватого светлячка. Подошёл поближе и увидел в стороне ещё одного такого же. Пошёл к нему, и за ним обнаружил ещё одного, потом ещё. Ну, он пошёл по этой дорожке светлячков, и шёл полночи, а извилистая дорожка всё тянулась через Джунгли... Потом одумался, повернул обратно, но после нескольких светлячков дорожку потерял, заблудился, и еле успел к рассвету выйти к базе. Что это была за дорожка, и куда она вела – осталось неизвестным.
11. Про заступ
Эту фишку знают все опытные старатели, но новичкам до поры до времени не рассказывают. Фишка такая – новичка пускают вперёд, или рядом с группой идти, и вдруг говорят ему "Стой!". Он, если не дебил, замирает, предупредивший тоже останавливается и начинает присвистывать и говорить что-то в духе "Ох, блин!", "Да, попал ты, чувак", "Не повезло тебе" и подобное. На попытки новичка дёргаться орёт "Стой, не двигайся!". Когда спутники начинают спрашивать, что случилось, показывает на новичка и говорит: "У него под ногой – заступ!".
Тут все ахают и начинают причитать вместе с ним, и понемногу пятиться от новичка подальше. Он, понятно, начинает истерить и спрашивать, что такое заступ. Ну, ему и объясняют, что это такое редкое растение, наступить на него можно, но когда сойдёшь, взрывается и нашпиговывает всё вокруг в радиусе нескольких метров мелкими острыми спорами. Кто на это попадает, обычно минут пять корчится, а потом от болевого шока умирает, и ничем ему не поможешь, разве что пристрелить.
На вопрос новичка "Что же делать?" отвечают "А ничего тут не сделаешь. Главное не дёргайся, а то нас вместе с собой на тот свет утащишь". И все, понятно, отходят подальше, метров на 5-10, от греха. Дальше новичок, понятно, опять начинает истерить, в той или иной форме, с ним сколько-то времени разговаривают, а потом говорят что-то в духе "Ладно чувак, ты всё понимаешь, ничем тебе помочь не можем, так что пойдём помаленьку". И уходят дальше по маршруту. Если злые – возвращаются через часок, если добрые – то просто последний уходящий говорит новичку "Ладно, пошли, шутка это была".
Шутка жестокая, кто-то может обосраться, а кто-то и сердечный приступ схватить, но так проверяют новичков на крепость нервов и дисциплинированность. Рассказывать об этой шутке не принято, о ней узнают, когда сами на неё попадают, или, реже, когда случайно оказываются в группе, которая проверяет таким образом кого-то ещё.
IV. Истории группы Белла
1.
Как-то шли мы по Джунглям – Белл впереди, остальные за ним – и вдруг Белл руку резко вскидывает, дескать, стойте, и куда-то за куст впереди смотрит. Постоял, под ноги себе посмотрел, в сторону несколько шагов сделал, будто обходил что-то, и жестами показывает, дескать, давайте за мной. И вперёд, за этот самый куст пошёл не торопясь. Спросили, что случилось, он смолчал. Минут через пять остановился, привал, говорит. Ну, посидели, опять его спрашивают, что там было-то?
Ну, он и рассказал – иду, как обычно, осматриваюсь, больше под ноги смотрю, и тут поднимаю взгляд, и вижу – за кустом мужик какой-то стоит и рукой мне под ноги показывает. Ну, я замер, под ноги смотрю – а там в земле горбик фиолетовый, еле заметный – лиана там, значит, в земле сидит, прыгнуть готовится. Я стою, двинуться боюсь, поднимаю глаза – а он рукой в сторону так показывает, типа с той стороны обходи. Ну, я обошёл, вам то же показал, за куст захожу – а там и нет никого, только трава вроде примята малость. Ну, чего делать, идём дальше, и тут до меня дошло: у мужика того – ни фонаря, ни оружия, ни рюкзака – вообще ничего, только костюмчик какой-то невнятный и всё. А ведь лиана та в самой земле сидела, как он её в темноте разглядел – ума не приложу...
2.
Вскоре после спасения Лары Гассен, Белл проверил её на заступ. Она шутки не знала, держалась твёрдо и стойко, глупостей не делала, но после крепко дала Беллу в морду.
3.
Как-то раз Кэрри Паркер за ужином особенно налегла на шоколад. Кто-то из старателей спросил, не укусил ли её склоп-мозгосос, остальные подхватили. Подшучивали над Кэрри там и тут, она, девушка впечатлительная, реально заволновалась, кинулась мерять температуру и вообще переживала – тем более, что ей, как назло, очень хотелось сладкого. В результате продолжавшихся подколок её довели окончательно и у неё начался нервный тик на левом глазу. Заметила она это в середине дня, жутко перепугалась, кинулась в истерике в медотсек с воплями "А-а, у меня склоп-мозгосос!". Дежурный врач не стал разбираться, записал в карту "истерический припадок", вколол ей снотворное и уложил спать. Наутро её осмотрела Джоанна Рид, осмеяла, вколола успокоительное и отпустила.
4.
Как-то, совсем недавно, шли мы по Джунглям, медленно, осторожно, Гассен и Белл впереди. И вдруг Белл говорит "Стой!", и на ноги Гассен смотрит. Ну, все замерли, и видят, что её ногу толстенная лиана обвила. Гассен ногу дёргает, а та не поддаётся, лиана крепко держит. Начала дёргать сильнее, и тут Белл вдруг как заорёт "Вторую ногу подними!". Гассен опешила, да ну тебя, говорит (это вскоре после проверки на заступ было), и продолжает пытаться вырваться, а Белл только громче орёт "Дура, ногу подними вторую, быстро!". Ну, она и подняла. И тут из земли, где она стояла, вторая такая же толстенная лиана выползла. Поизвивалась немного, и в сторону поползла, а тут и та лиана, что ногу Гассен держала, её отпустила и тоже пололзла, только в другую сторону. Ну выдохнули, пошли дальше. А минут через пару Белл и говорит: "Да, пожалуй, если бы ты ногу не подняла, они бы с твоими ногами в разные стороны поползли".