Vasily Zakharov (jolaf) wrote,
Vasily Zakharov
jolaf

Categories:

Из Нэшуа, Нью-Хэмпшир в Портлэнд, штат Мэн, и обратно

[часть первая] [часть вторая]

Собственно, указанный маршрут составил программу моего третьего и последнего вечера в Америке. Почему Портлэнд (150 километров от Бедфорда)? Потому что, по слухам, там подают отличных лобстеров, а ещё потому, что меньше получаса в один конец – как-то неспортивно. И почему Нэшуа (25 километров от Бедфорда в другую сторону)? Потому что мой гостеприимный работодатель своевременно вспомнил, что кроме двух Порше в гараже под домом, у него есть ещё и легкомоторный самолёт, а погода как раз идеально лётная, а самолёт стоит в ангаре как раз на аэродроме в Нэшуа.

Так, через час после окончания моего последнего рабочего дня, спешно сунув в карман GPS (дабы записать треки), я оказался в кабине быстрейшего в мире самолёта с неубирающимся шасси – новенькой Cessna 400 [wiki]. Более того, я впервые в жизни оказался в кабине самолёта в воздухе. Кстати, в качестве приборной панели там стоит тоже Garmin – правда несколько побольше и посолиднее [wiki], и в несколько сот раз дороже, чем мой, но всё же. :)

Впечатления – разнообразные. Красивая, элегантная машина. Салон изрядно напоминает автомобильный – кожаные кресла, трёхточечные ремни безопасности, очень похожие на автомобильные... разве что довольно узко – приходится сидеть смирно, чтобы не мешать пилоту. Все внешние органы управления исключительно просты, элерон можно, стоя на земле, рукой без всякого усилия поднять или опустить, при этом элерон на противоположной консоли уходит в другую сторону, и обе ручки управления в салоне (самолётом можно полноценно управлять с любого из двух передних сидений) двигаются соответственно. К моему удивлению, всё управление чисто механическое – ни компьютеров, ни электричества, ни гидроусилителей. С одной стороны, как-то неожиданно, XXI век на дворе, а с другой стороны, действительно, откуда бы в легкомоторнике взяться fly-by-wire? Автопилот, впрочем, есть (умеет держать высоту и курс), так что какие-то сервоприводы всё же присутствуют. Управление элеронами и рулём высоты – одной ручкой типа джойстика в стенке кабины – повторюсь, механика, но очень мягкая. Руль направления – педали. Управление двигателем – ручное, аж тремя ручками (собственно, газ, плюс насыщение смеси и что-то ещё), так что тут не так всё просто. Практически всю авионику обеспечивает упомянутый гармин, вовсю задействован GPS, погодные и прочие спутники, информации на экранах дофига (картинки не привожу, их много в гугле) – ближайшие объекты, посадочные траектории аэропортов, закрытые для полётов зоны (вот дача Буша, например), ближайшие самолёты в воздухе, погода, параметры работы двигателя и прочих систем самолёта... в общем, всё серьёзно. Наушники, периодический обмен информацией с диспетчерами ближайших аэропортов. Никакой регистрации полёта, "я такой-то, направление такое-то, прошу разрешения на взлёт – взлёт разрешаю, держите высоту столько-то" – и всё, вперёд.

Полный газ, метров триста пробега по бетону полосы – и мы в воздухе. Довольно шумно, разговаривать тяжело (хотя можно – это не Ан-2), так что наушники с микрофоном – необходимость. Вибрация и тряска есть, но с тем же Ан-2 не сравнить, вполне комфортно. Дали немножко порулить на высоте над океаном – слушается отлично, обратная связь есть. Фигуры высшего пилотажа на нём выполнять не положено, не того класса машина, но простые манёвры выполняются чётко и контролируемо – тянешь ручку, пытаясь добиться некоторого эффекта, и получаешь результат, очень похожий на ожидаемый – многочисленные часы налёта на авиасимуляторах вполне помогают. Только рука устаёт, вцепляясь с непривычки в ручку мёртвой хваткой – хотя по словам хозяина, в норме самолёт управляется двумя пальцами. Вот трек, видите небольшое колечко в правом нижнем углу, над океаном? Это собственно я заложил.

До Портлэнда мы добрались без приключений, но там нас ожидала подстава. Мы ведь летели, дабы поесть лобстеров, а лобстеров подают в ресторане, который совсем не в аэропорту. Но в нашем плане была хитрость – в аэропорту для таких вот, как мы, есть такая штука, как crew car – машина, которую можно взять совершенно бесплатно, чтобы съездить по делам. Но мы не учли одного нюанса – машина-то есть, но она одна, а на дворе вечер пятницы... в общем, машина была занята, такси брать не хотелось, так что мы сели обратно в самолёт, и уже по прямой, не сворачивая к океану, вернулись в Нэшуа, и по дороге оттуда домой нашли вполне приличный ресторан с ничего так лобстерами.



А утром в субботу я оперативно собрал вещи и поехал в аэропорт – но не в Манчестер, из него не было нормальных коннекшенов, а на юг, в родной Логан, что под Бостоном. По 3-му платному шоссе, которое выходит на 95-е как раз в Бёрлингтоне, куда я ездил семь лет назад работать в Sun. Видел из окна машины и офис вдалеке, и AMC, и родной Homestead, и Barnes & Noble около трассы... в общем, ничего за семь лет не изменилось, ностальгия захлестнула. Помню все номера экзитов, и куда в гостиницу, и куда за продуктами, и куда в аэропорт... всё как вчера было. Разве что Big Dig в Бостоне докопали наконец, так что самого города я практически не видел – на въезде нырнули в туннель, из него в другой – под проливом, к аэропорту, и вот уже знакомый терминал E... э нет, нынче мне не сюда, мне в терминал A, на местный рейс, до Нью-Йорка, а уже оттуда в Москву.

Надо сказать, что старый рецепт комфортного трансокеанского перелёта остался неизменным – индивидуальный экран в спинке впередистоящего кресла (новые Боинги 767/777 рулят), подборка киноновинок, три боевичка (с Брюсом Уиллисом, Мэттом Дэймоном и Мэлом Гибсоном) – хоба, уже Москва, добро пожаловать в дым. :)
Tags: lytdybr, travel, usa
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments