...если вы не умеете это делать, не умеете считать деньги и боитесь, да что там, почти уверены, что вылетите в минус. В общем, если вы примерно как я. Этот текст я вешаю в мастерское сообщество / на мастерский форум всех игр, которые мастерю, и он меня не раз выручал. Может, и еще кому пригодится. Замотивировали меня его повесить комменты maethor_xopek у Хэлки, за что им и спасибо.
Этот текст (отредактированный под конкретные условия) стоит вешать на мастерскую площадку обсуждения в самом начале делания игры, когда никаких трат еще нет, и только-только более менее определен бюджет и политика сбора взносов.
Учет всех денежных операций по игре ведет Казначей. Если вы собрались что-то купить или как-то еще потратить на игру некоторую сумму денег, то делать это следует одним из следующих способов: 1. Сказать четко, что вам нужно столько-то денег из бюджета на то-то. Получить подтверждение от Главмастера и/или Казначея, после чего тщательно записать все конкретные траты (или собрать чеки с пометками, что есть что, если вам так удобнее). Подобные траты будут впоследствии компенсированы из взносов (или из денег спонсоров, если игра сорвется или окажется в минусе). Этот сценарий стоит использовать, если вы не готовы тратить на игру свои деньги. 2. Обсудить с Главмастером/Казначеем в общих чертах, что примерно вы собираетесь купить и во сколько это примерно встанет. Получить подтверждение, после чего, опять же, записать траты, сколько и на что потрачено. Подобные траты будут компенсированы из взносов, если эти взносы будут иметь место в достаточном количестве. Этот сценарий стоит использовать, если вы вполне готовы потратить на игру свои деньги, но предпочтете получить компенсацию. 3. Ничего не обсуждать и не согласовывать, а просто пойти и купить то, что вы считаете нужным. Этот же пункт применяется в ситуациях вида "я был в магазине, и увидел это, и понял, что нам же это наверняка нужно, ну и купил". Подобные траты будут компенсироваться из взносов по остаточному принципу, только если вдруг останутся деньги от пунктов 1 и 2. Этот сценарий стоит использовать, если вы вполне готовы тратить на игру свои деньги и на компенсацию затрат не рассчитываете. Траты все равно стоит записать, пригодится. Все потраченные вами суммы надо самостоятельно записать в файл бюджета игры в гугл-доках, Казначей проконтролирует, что вы ничего не испортили, по истории правок. Понятное дело, что если все будет хорошо с заездом и взносами и не случится никакого форсмажора, то мы потратим все, что соберем, на компенсацию всех возможных расходов. Но вот если что-то пойдет не так – то решать проблемы мы будем так, как написано здесь, в таком порядке. Теперь о спонсорах. На игре может случиться недозаезд, мы можем просчитаться в оценке расходов, база может вздуть цены или вдруг отказать, и придется резко менять ее на более дорогую, наконец, игра может просто сорваться. Получившийся минус нужно будет как-то покрыть. Давайте предположим, что максимальный реалистичный минус, который может случиться – это M тысяч рублей. Это означает, что мы должны быть готовы попасть на эту сумму. Каким может быть минус? Сложно сказать. Я обычно закладываюсь на половину бюджета (то есть, произведения количества игроков и суммы взноса), считая попадание на бОльшую сумму (при наличии предварительно собираемого и невозвращаемого прогрессивного взноса) крайне маловероятным. В каких-то случаях вероятно стоит допускать попадание на всю сумму бюджета игры (срыв перед самым парадом и возврат взносов), или даже на бОльшую сумму (если есть опасения каких-нибудь чудовищных штрафов, например). Теперь вопрос, откуда мы эти M тысяч рублей, если что, возьмем. Предлагаю всем, кто готов частично разделить эту финансовую ответственность, написать в комментарии максимальную сумму, на которую, в случае чего, они готовы попасть (это и будут спонсоры). Эта сумма, если что, включает все ваши траты, о которых вы явно заявляете, как о проводимых через бюджет, а не добавляется к ней. Учитывая сумму максимального риска и численность МГ, рекомендуемая сумма готовности – X тысяч рублей, поощряемая – Y тысяч рублей. Увеличить свою готовность (например, если вы получили на работе повышение с удвоением оклада) можно в любой момент вплоть до самого момента дележки минуса включительно, уменьшить (например, если потеряли работу) – тоже можно в любой момент, но только до того момента, как стало понятно, что минус неизбежен. Этот момент, если он наступит, будет обозначен Главмастером/Казначеем явно. Также можно не называть сумму, а выразить готовность покрыть весь минус игры, какой бы он ни был (потому что кто-то же должен это сделать). Человек, высказавший такую готовность, называется финальным ответчиком. Я в любом случае выражаю готовность быть финальным ответчиком, и вполне пойму, если окажусь такой один. Если минус игры оказывается больше, чем сумма высказанных готовностей, остаток минуса покрывается из кармана финальных ответчиков (по единогласно всех их устраивающей договоренности или поровну). Если минус игры оказывается меньше, чем сумма высказанных готовностей, то он делится между высказавшими готовность пропорционально высказанным готовностям, при этом доля каждого финального ответчика считается равной самой большой из названных остальными спонсорами долей. Обратите внимание, высказываться в этой теме НЕ обязательно. Позиция "я готов помочь игре силами и временем, но, извините, не деньгами" вполне понятна и имеет право на существование. |
Пример. На игре ожидается 100 игроков, средний взнос 3000 рублей, бюджет игры 300 тысяч. Взносы частично собираются заранее, поэтому предполагаем максимальный реалистичный минус в половину бюджета, 150 тысяч. В мастерской группе 6 человек разного достатка, определяем рекомендуемую сумму готовности попасть в 20 тысяч, рекомендуемую в 40. Маша выражает готовность попасть на 10 тысяч, Володя на 20, и Петя на 5. У Миши и Лены бабла нет совсем. Главмастер Вася оказывается единственным финальным ответчиком. Суммарная готовность спонсоров – 10+20+5 плюс готовность Васи, как финального ответчика, приравнивается к максимальной заявленной готовности, то есть еще 20, итого 55 тысяч.
Если игра попала меньше чем на 55 тысяч, например, на 44 тысячи, минус раскладывается пропорционально готовностям, то есть, Маша попадает на 10 / 55 * 44 = 8 тысяч, Володя и Вася – на 16, Петя – на 4 тысячи.
Если играла попала крепко, например, на 70 тысяч, то все попадают на ту сумму, на которую были готовы попасть, а Вася – на всю остальную, то есть, на 35 тысяч.
Вы скажете: "Господи, да это уже контракт какой-то! Мы же все друзья, зачем это все!?". На что я вам отвечу, что конечно, мы все друзья, и было бы обидно рассориться из-за каких-то денег. И если не проговаривать такие вещи явно и четко, наверняка окажется, что Вася конечно был уверен, что в случае чего все впишутся и внесут свою долю, но потом оказалось, что Лена думала, что на деньги от нее точно никто не расчитывает, а Миша был свято уверен, что больше чем на десять штук точно не попадем, а Маша потеряла работу и не сказала об этом... В итоге несовпадение ожиданий и суровой реальности порождает конфликты и обиды. Внезапный большой минус, который нужно покрыть, означает, что людям, возможно, придется отказаться от давно запланированных путешествий, ценных покупок и прочих благ. Опять же, если случился большой минус, велика вероятность, что с игрой что-то пошло не так, и все фрустрированы, расстроены и злы. Делить деньги (причем отрицательные!) в таком состоянии – лучший способ поссориться окончательно. Поэтому лучше не полениться и проговорить такие вещи заранее, на берегу, в спокойной обстановке. На всякий случай. Чтобы каждый знал, на что он лично подписался и чего ждать от других.
Разумеется, делать всё вот прямо так формально не обязательно. Например, если вы главмастер, готовы попасть на полбюджета в одиночку и ни на кого в этом смысле не расчитываете – можете ничего не писать. Если вы с приятелем договорились, что если что, весь минус пополам – тоже. В ситуации, когда у вас не очень много денег, и у вас сборная мастерская группы из не очень близких друзей – очень рекомендую проговорить этот вопрос. Не обязательно прямо в таком виде, но четко и ясно.
И да, я от всей души надеюсь, что ваша игра выйдет в ноль или в плюс, и вы даже не вспомните о том, что когда-то писали такой пост. :)
Совпадения некоторых имен в примере с именами некоторых реальных людей сугубо случайные. ;)