Рассказывать о ней сложно. Я давно мечтал увидеть этот храм, много читал об нём, рассматривал фотографии... всё это совершенно не даёт представления о том, что же это такое и почему оно так круто. Я не уверен, что мои слова здесь окажутся доходчивее, но я попробую. Фотографий в интернете множество (есть даже круговая панорама интерьера в Google Street View), те, что в этом посте – по большей части авторства
Но Саграда Фамилия – нечто совсем иное, чем всё, перечисленное выше. Храм строится уже более 100 лет, только на пожертвования, и будет строиться ещё лет пятнадцать. Пять поколений архитекторов стараются уберечь изначальный замысел Гауди́, но и превносят что-то новое, стараясь соответствовать. Основные несущие конструкции – каменные, как в старину. По пропорциям, планировке, символической конструкции, принципиальному подходу к освещению – это готическая базилика с пристройками. Пять нефов, три трансепта, апсида, заалтарная галерея, крипта, шпили. Вознесённая ввысь стрельчатость – от северной готики, широта и простор внутреннего пространства – от каталонской готики. Скульптура оформления правого фасада (Рождества) – опять же, в привычно готическом духе. Всё это узнаётся и читается, храм просто пронизан духом готической эпохи, он врос корнями в средневековье и восстал из него.

Скульптура левого фасада (Страстей) – авангардные работы Субиракса, но они трогают и волнуют так же, как и скульптуры правого фасада. В декоре используются цветные эмали и так любимая Гауди́ битая плитка тренкадис. Рисунки витражей – абстрактны, но боже, сколько они дают света и цвета, и как играет этот цвет на белом камне колонн! Вы заметили, что я называю боковые фасады храма левым и правым, а не северным и южным, как обычно? Это от того, что Гауди́ поставил церковь под 45 градусов (в соответствии с сеткой улиц квартала Эщапле, где она расположена), главным фасадом на юго-восток. Поэтому окрашенные витражами солнечные лучи пронизывают храм в течение всего светового дня, пока Солнце не скроется за горами, закрывающими горизонт с севера и запада. И вообще, по замыслу Гауди весь храм снаружи должен быть раскрашен – и на макетах это выглядит вовсе не аляповато, а наоборот, эффектно и впечатляюще. Никто и никогда не строил столько шпилей такой высоты (12 по 100 метров, 4 по 120 метров, один 150 и один 170 метров) – как в Средние века соборы были выше любых дворцов, так и сейчас Саграда Фамилия возвышается на городом, бросая достойный вызов небоскрёбам – и это ещё без шести самых высоких шпилей.
Я не верующий человек, для меня церковь – объект искусства. Но если и есть где-то там Бог, то церковь его, на мой вкус, сейчас, в начале XXI века должна выглядеть именно так. Осталось 15 лет. К 2020-му обещают достроить башни, в оставшиеся годы – построить сложнейший главный фасад (Славы). Очень надеюсь дожить и съездить посмотреть ещё раз, когда закончат. Кстати, помните, что пожертвования, на которые сейчас строится храм – это в первую очередь билеты туристов. Так что приезжая в Барселону и платя 14 евро за посещение храма и возможность подняться на башни, вы буквально вносите свой вклад в это общее дело.
На картинках ниже – иллюстрация прогресса строительства по годам и эволюция замысла в макетах – от чисто-готического проекта предшественника Гауди́, до его финального проекта, который, по мере сил, пытаются реализовать уже современные архитекторы (извините, одна фотка потерялась):


А вот видео того, что и как будет за оставшиеся годы строительства, спасибо
Уже около десяти лет идет кампания в поддержку причисления Гауди́ к лику святых – хотят сделать его святым-покровителем архитекторов. Учитывая его биографию, не думаю, что есть лучшая кандидатура на эту должность. Ожидается, что уже в этом году Папа подпишет документ о его беатификации.