Vasily Zakharov (jolaf) wrote,
Vasily Zakharov
jolaf

Categories:

Саграда Фамилия

Как бы банально и затаскано это не звучало, но, как ни крути, Саграда Фамилия – самая значительная достопримечательность Барселоны.

Рассказывать о ней сложно. Я давно мечтал увидеть этот храм, много читал об нём, рассматривал фотографии... всё это совершенно не даёт представления о том, что же это такое и почему оно так круто. Я не уверен, что мои слова здесь окажутся доходчивее, но я попробую. Фотографий в интернете множество (есть даже круговая панорама интерьера в Google Street View), те, что в этом посте – по большей части авторства Ксюшии. Да, и учтите, что я всё-таки совсем не архитектор. Просто архитектура для меня – важнейшее из классических искусств, после литературы.

Итак, чем же так потрясает Саграда Фамилия? Я много думал, и пришёл к вот какой формулировке. Саграда Фамилия – это храм в одно и то же время очень средневековый и очень современный. Я видел современные храмы, построенные по-новому, по современным архитектурным традициям. Бетон, стекло, металл... Узнать в них церковь можно порой только по кресту над входом, а то и вообще только по распятию и иконам в интерьере. Я видел современные храмы, которые пытаются усидеть на двух стульях – сохранить средневековую стилистику и быть современными. Не помню ни одного случая, чтобы это меня впечатлило. Я видел современные типа-готические храмы – они скучны. Видите, я даже примеров не привожу, неинтересно. Наконец, я видел храмы, которые, хотя и построены совсем недавно, старательно следуют средневековым канонам. Среди них есть весьма интересные, например, Святой Сава в Белграде или St. John the Unfinished в Нью-Йорке.

Но Саграда Фамилия – нечто совсем иное, чем всё, перечисленное выше. Храм строится уже более 100 лет, только на пожертвования, и будет строиться ещё лет пятнадцать. Пять поколений архитекторов стараются уберечь изначальный замысел Гауди́, но и превносят что-то новое, стараясь соответствовать. Основные несущие конструкции – каменные, как в старину. По пропорциям, планировке, символической конструкции, принципиальному подходу к освещению – это готическая базилика с пристройками. Пять нефов, три трансепта, апсида, заалтарная галерея, крипта, шпили. Вознесённая ввысь стрельчатость – от северной готики, широта и простор внутреннего пространства – от каталонской готики. Скульптура оформления правого фасада (Рождества) – опять же, в привычно готическом духе. Всё это узнаётся и читается, храм просто пронизан духом готической эпохи, он врос корнями в средневековье и восстал из него.

При этом стрельчатой готической арки нет. Контрфорсов нет. Аркбутанов нет. Конечно, вы скажете, современной архитектуре не нужны все эти причуды, из современных материалов можно построить всё что угодно. И ошибётесь. То есть, про возможности современной архитектуры, вы, конечно, правы, но Саграда Фамилия – не про это, она такова в силу замысла архитектора и четко следует заложенной архитектонике. Ещё вы можете сказать, какая же мол это готика, без всего этого? А вот такая. Гауди́, придумывая свою нео-готику, сделал примерно такой же величины шаг, какой сделала готика по сравнению с романской архитектурой. Он придумал разветвляющиеся (sic!) колонны, которые перераспределяют горизонтальную нагрузку от сводов, компенсируют распор и убирают нужду в контрфорсах и аркбутанах. Как готика, по сравнению с романской архитектурой, позволила сосредоточить нагрузку на колоннах, утоньшить стены, уменьшить потребное количество камня, увеличить площадь остекления, так нео-готика Гауди́ сделала следующий шаг в том же направлении. По духу это – настоящая готика, но переосмысленная, разви́тая дальше, устремлённая в будущее.

Саграда Фамилия – очень современный храм, храм XXI века. Он на век опережает то, что строили современники Гауди́. Гиперболоиды сводов и прочие сложные детали частично отливаются из бетона в многоразовые разъёмные стеклопластивые формы, и устаналиваются на каменные колонны, частично складываются из кирпича – традиционный "каталонский" свод, но гиперболический, вовсю использующий прямолинейность образующей (вот картинка из музея при храме про это).

Скульптура левого фасада (Страстей) – авангардные работы Субиракса, но они трогают и волнуют так же, как и скульптуры правого фасада. В декоре используются цветные эмали и так любимая Гауди́ битая плитка тренкадис. Рисунки витражей – абстрактны, но боже, сколько они дают света и цвета, и как играет этот цвет на белом камне колонн! Вы заметили, что я называю боковые фасады храма левым и правым, а не северным и южным, как обычно? Это от того, что Гауди́ поставил церковь под 45 градусов (в соответствии с сеткой улиц квартала Эщапле, где она расположена), главным фасадом на юго-восток. Поэтому окрашенные витражами солнечные лучи пронизывают храм в течение всего светового дня, пока Солнце не скроется за горами, закрывающими горизонт с севера и запада. И вообще, по замыслу Гауди весь храм снаружи должен быть раскрашен – и на макетах это выглядит вовсе не аляповато, а наоборот, эффектно и впечатляюще. Никто и никогда не строил столько шпилей такой высоты (12 по 100 метров, 4 по 120 метров, один 150 и один 170 метров) – как в Средние века соборы были выше любых дворцов, так и сейчас Саграда Фамилия возвышается на городом, бросая достойный вызов небоскрёбам – и это ещё без шести самых высоких шпилей.

Я не верующий человек, для меня церковь – объект искусства. Но если и есть где-то там Бог, то церковь его, на мой вкус, сейчас, в начале XXI века должна выглядеть именно так. Осталось 15 лет. К 2020-му обещают достроить башни, в оставшиеся годы –  построить сложнейший главный фасад (Славы). Очень надеюсь дожить и съездить посмотреть ещё раз, когда закончат. Кстати, помните, что пожертвования, на которые сейчас строится храм – это в первую очередь билеты туристов. Так что приезжая в Барселону и платя 14 евро за посещение храма и возможность подняться на башни, вы буквально вносите свой вклад в это общее дело.

На картинках ниже – иллюстрация прогресса строительства по годам и эволюция замысла в макетах – от чисто-готического проекта предшественника Гауди́, до его финального проекта, который, по мере сил, пытаются реализовать уже современные архитекторы (извините, одна фотка потерялась):

   

А вот видео того, что и как будет за оставшиеся годы строительства, спасибо Нокс за находку:


Уже около десяти лет идет кампания в поддержку причисления Гауди́ к лику святых – хотят сделать его святым-покровителем архитекторов. Учитывая его биографию, не думаю, что есть лучшая кандидатура на эту должность. Ожидается, что уже в этом году Папа подпишет документ о его беатификации.
Tags: barcelona, travel
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments