Vasily Zakharov (jolaf) wrote,
Vasily Zakharov
jolaf

Categories:

Собор Святого Иакова. Отчёт. Часть 5 (из 7). Завершение строительства

Другие части: Личный отчёт и благодарности :: Начало :: Планирование :: Закупки :: Начало строительства :: Завершение строительства :: Внутреннее убранство :: Итоги и выводы


 
Сборка Куба (6-е мая, вечер)
© Лекси

The Куб

В процессе размышлений над подъёмом крыши хора, внезапно пришло неожиданное понимание, что, пока ближний к средокрестию конец крыши будет подниматься на средокрестие и фиксироваться, другой конец будет волочиться по земле, а там – апсида, которая по прочности совершенно не расчитана на такие нагрузки, и скорее всего развалится. Проблему нужно было решать, и оперативно.

Так в строяке появился первый и чуть ли не единственный импровизированный (то есть, не плановый) конструктивный элемент – по внезапному наитию я попросил освободившихся от другой работы ребят изготовить из обрезков толстой доски прочный куб со стороной 120 сантиметров. Они и сделали. Решение в итоге оказалось очень удачным (просто не было в нашем инструментарии ничего, что могло бы его эффективно заменить), Куб просто спасал нас потом при подъёме всех крыш, ниже вы это увидите.

Сборка шпиля, конец дня

По плану, предполагалось собрать на земле башню внутри средокрестия, потом шпиль внутри башни, потом поднять шпиль на башню, и потом поднять башню со шпилем на средокрестие. Митрину этот план чем-то не понравился :), и он решил начать со шпиля.

Штакетины рёбер были прикреплены к основанию шпиля длинными саморезами, после чего укреплены дополнительно импровизированными уголками, вырезанными из 2мм монтажной ленты с помощь болгарки и согнутыми под нужным "божьим" углом. Вершина был собрана из двух "щёчек" сложной формы из доски 50х100, между которыми была зажата вертикальная доска креста. Конструкция, вместе с верхними концами рёбер, была собрана на длинных саморезах, после чего верхушка была дополнительно обхвачена внатяг, по спирали, несколькими витками тонкой монтажной ленты.

К двойной верёвочной петле, обхватывающей рёбра шпиля, было подвешено стальное кольцо, через которое пропущена чёрная верёвка, предназначенная для подвешивания светильника. Концы верёвки были забухтованы и до времени привязаны к основанию шпиля. Ещё одно кольцо, для удобного спуска управляющего конца верёвки, было подвешено на балку среднего венца средокрестия, вблизи колодца башни.

Готовый каркас шпиля был обит тентом по стандартной уже технологии – стройстеплером через стропу вдоль угловых рёбер.

После обеда приехал Дятил и попросил "мужской работы". Тут-то я и вспомнил, что у нас почти всё готово к подъёму стен, и игра скоро начинается, а ямы под столбы до сих пор не набурены! Так что следующие несколько часов Дятил беспрерывно ревел бензобуром, проделав в земле в общей сложности 52 (!) дырки для всех столбов собора, в каждую из которых Тайрен запихнул по штакетине, чтобы люди видели, где ямы, и не переломали ноги.

На панораме ниже видно, что ямы под столбы хора уже набурены (слева, из них торчат штакетины), ямы столбов трансепта свежие, и в них штакетины ещё не успели запихнуть, ямы главного нефа только начаты. Также на панораме видны почти законченная крыша хора, рабочее место Ахелии по изготовлению косых стропил (справа), и Чаян, обивающий латунью венец (на переднем плане).

 
Сборка шпиля с крестом; панорама стройплощадки (6-е мая, 17 часов)
© Ахелия

Ночные геодезические работы

В преддверии скорого начала игры, работы продолжались до темноты и в темноте, при свете прожекторов, которые впоследствии пригодились и для парада.

До подъёма крыши хора оставалось сделать ещё одно важное дело – подготовить ямы под столбы хора и стенные модули хора так, чтобы после установки вершины столбов оказались точно на нужной высоте. Для этого модули апсиды были промаркированы, за каждым закреплена конкретная пара ям. Был снова применён лазерный нивелир – он был выставлен на фиксированную высоту, и на всех столбах апсиды были проставлены красные метки, которые должны были в итоге оказаться на этой высоте. Далее в каждую яму опускалась до упора рейка, отмечалось положение луча на ней, рейка вынималась и укладывалась на соответствующий этой яме столб так, чтобы метка на рейке совпадала с красной меткой на столбе. Далее столб отпиливался по концу рейки. Геодезические работы удалось завершить к началу игры, тем самым мы оказались полностью готовы к утреннему подъёму крыши.

На фотографиях ниже видны полностью законченная и готовая к подъёму крыша хора; полностью готовый шпиль (в центре средокрестия); выдвинутый "на боевую позицию" Куб; ямы под столбы хора, с торчащими рейками. На третьей фотографии запечатлён момент настройки нивелира по высоте (средствами штатива), чтобы положение луча совпало с уже существующей красной меткой на одном из столбов средокрестия. На четвёртой особенно хорошо виден луч нивелира – про сорок метров я не уверен, но метрах на двадцати на стенах окружающих домиков линия была видна в темноте очень чётко, даже издалека.

 
Ночные геодезические работы (6-е мая, 21-22 часа)
© Ахелия, правая фотография – Ира Абз

Начало игры

Как видно, первая ориентировочная плановая точка была нами сорвана – я надеялся начать игру с полностью готовым хором, а вышло, что и крышу ещё только предстояло поднять, и стены поставить.

Но зато, с некоторым опережением прогнозов, у нас было полностью готовое средокрестие, готов шпиль, а также размечены и напилены ВСЕ ДЕТАЛИ, необходимые для дальнейшей сборки собора – кроме главного фасада и створок дверей, на которые, как уже было понятно, времени скорее всего не хватит.

Лежащие поперёк площадки питающие кабели от домиков были убраны, и электроинструмент (не считая шуруповёртов) в дальнейшем доставался только очень эпизодически и под конкретные задачи, буквально на несколько минут. Всё оставшееся строительство шло практически исключительно шуруповёртами, стройстеплером и ножницами по металлу (для резки монтажной ленты). Когда надо было отпилить какую-то забытую в доигровой распиловке или продолбанную по дороге деталь, или укоротить столб под имеющуюся глубину ямы, пилили ножовками.

С началом игры работы пошли ощутимо медленнее, людей всё время не хватало (это, впрочем, было вполне плановым игровым моментом). Вдобавок, строители переоделись их камуфла в длинные рясы, что не добавило удобства. Зато тут снова сильно сказался изначальный план по минимизации работы на высоте – большинство работ выполнялись на земле, наверх лазить приходилось мало, это делали в основном одни и те же люди, которые быстро научились грамотно подтыкать рясы и вообще правильно вести себя на высоте так, чтобы полы рясы не мешали.

Фотографированию строительства тоже стали уделять гораздо меньше внимания, так что дальнейший репортаж будет довольно рваным.

Подъём крыши хора

Утром 7-го мая работы начались с того, что собранную крышу сняли с кровельного стенда и перенесли на то место, над которым в итоге она должна была оказаться. Дальний от средокрестия конец крыши был уложен временной поперечной доской на Куб, ближний – на торчащие доски временного настила (это, кстати, тоже была импровизация – по плану подъём должен был осуществляться с земли).

Во временной поперечной доске рамы крыши были 20мм сверлом-пером просверлены два отверстия, в которые продеты и привязаны куски прочной статической верёвки. Другие концы верёвок были закинуты на самый верх средокрестия. После этого два человека с верхних балок средокрестия тянули свой конец крыши вверх, ещё два человека подтягивали нижнюю поперечную доску по рёбрам Куба, ещё двое пододвигали по мере подъёма Куб. В результате, после нескольких попыток и поправок, к обеду крыша приняла вот такое положение:

 
Середина процесса подъёма крыши хора (7-е мая, 15 часов)
© Ахелия

На первой фотографии (она, на мой взгляд, является квинтэссенцией этого строяка) слева вдали видна начавшая работу витражная мастерская. На второй видны подготовленные к подъёму второго конца крыши модули нефа. На третьей и четвёртой можно рассмотреть работу верёвок, которыми поднимали крышу. На последней хорошо видна временная поперечная балка, держащая вес нижнего края крыши, и работа Куба. На двух последних можно углядеть стальные тросовые стяжки в плоскости рамы крыши. Рассмотреть процесс подъёма внимательнее можно будет ниже, когда я буду описывать подъём крыши трансепта – здесь фотографий, увы, не сохранилось.

Постройка звонницы

Поскольку игра уже началась, а запланированной колокольни на главном фасаде ещё не было и в помине, возникла немедленная насущная необходимость в организации временной звонницы (исторически так и поступали в подобных ситуациях). Звонницу я придумал на ходу, в виде столба с двумя перекладинами, установили её непосредственно рядом с собором. На верхнюю перекладину подвесили крупные "колокола", на нижнюю – мелкие колокольчики.

И вот тут-то и оказалось, что вся моя возня с микрофонами, колонками и программными обработчиками – нафиг не нужна. Потому что звон от колокольчиков получился громкий, звонкий, и уверенно разносился по всей игровой территории. С постелей, конечно, не подбрасывал, но бодрствуя, пропустить звон было невозможно.

На звонницу немедленно запал брат ризничий Стефан – он довольно быстро научился звонить, используя две руки (по пучку верёвок от крупных колоколов в каждой), и колено, которым раскачивал звонницу целиком (доска-сотка, использованная в качестве столба, гнётся очень легко), отчего звонили скопом все мелкие колокольчики. Так очень быстро были выработаны весьма характерные, антуражные и довольно благозвучные звоны, которые и радовали потом наш слух перед каждой службой всю игру. Записей, увы, не сохранилось.

 
Монтаж звонницы; звонница в сборе (7-е мая, 15 часов)
© Ахелия, Лекси, Энти

Продолжение кровельных работ

Одновременно с работами по подъёму крыши хора, шли работы по сборке крыши трансепта. Технология была уже отработана, так что сборка шла быстро. К работе подключился брат Хорхе. К концу дня одна из крыш трансепта была собрана полностью.

 
Сборка каркаса крыши трансепта (7-е мая, 15 часов)
© Ахелия, Лекси

Подъём второго конца крыши хора

Для подъёма второго конца крыши во временной поперечной балке также были просверлены два отверстия 20мм, и такие же отверстия просверлены у концов двух длинных досок. Через эти отверстия доски были привязаны к балке крыши и в дальнейшем использованы как шесты. Три-четыре человека толкали каждый шест, ещё один человек просто доской средней длины толкал вверх середину поперечной балки, а двое людей на средокрестии по мере подъёма подтягивали верёвками верхний край крыши всё глубже и глубже на средокрестие до тех пор, пока он не встал на нужное место.

После этого конец крыши на средокрестии временно фиксировали верёвками, два человека оставались страховать шесты, не давая нижним их концам, упёртым в землю, проскользнуть, остальные в это время подводили под наружный конец крыши два модуля нефа.

Установка модуля оказалась непростой операцией, требовавшей четырёх человек, из которых двое просто держали, один держал и следил за тем, чтобы ноги модуля пришлись в нужные ямы, а ещё один держал и следил за тем, чтобы верхушка модуля зашла под крышу, но при этом не зацепила тент (уголок на вершине столба норовил порвать тент при касании с малейшим усилием), а упёрлась в доску. Оказалось жизненно важным, чтобы один человек всегда смотрел вверх, а другой – всегда вниз, стоило одному человеку попытаться рулить обоими концами столбов, как тут же что-то шло не так – или тент почти рвали, или "ноги" ставили не в те ямы.

Начиная с момента, когда два модуля стояли, крыша уже "держалась сама", оставалось только прикрепить (со стремянок) уголки на вершинах столбов снизу к плоским балкам крыши. Это положение отражено на фотографиях ниже – хорошо видны шесты, которыми осуществлялся подъём, а на правой фотографии, приблизив, можно разглядеть как узел крепления шеста к временной поперечной балке крыши, так и верёвки, временно удерживающие конец крыши на средокрестии:

 
Фиксация крыши хора в поднятом положении (7-е мая, 18 часов)
© Лекси

На этом этапе можно было уже безопасно убирать верёвки, удерживающие конец крыши на средокрестии, и крепить крышу к средокрестию намертво саморезами. На этом работы над хором на этот день были остановлены.

Установка стен хора

Утром 8-го мая работа над хором продолжилась. Нужно было аккуратно подвести под крышу остальные модули нефа и прикрепить верхушки столбов к плоским доскам крыши. В этом моменте имело место несколько казусов, когда отмеренные на ночных геодезических работах столбы оказывались почему-то чуть длиннее, чем нужно, и не помещались. Приходилось такой модуль извлекать обратно, подпиливать снизу, и ставить снова.

Кстати, при установке модулей апсиды в иные моменты на закругление крыши оказывалось весьма существенное давление снизу (когда столб был чуть длиннее, чем нужно, и не помещался, крышу слегка приподнимали, упираясь в неё доской снизу, подводили столб в нужную точку, и тогда опускали), однако все опасения на эту тему оказались излишними – конструкция апсиды крыши оказалась вполне прочной, выдержала все нагрузки и не повредилась. Вообще, за исключением подпиливания нескольких столбов снизу "по месту", никаких переделок и исправлений при подъёме крыши не понадобилось, план оказался годным и вполне сработал.

После того, как все столбы хора оказались на своих местах, их старательно расклинили в ямах обрезками досок и засыпали вынутым из этих же ям песком.

На очередной исповеди отец Иаков выдал мне послушание – в каждый час строительства десять минут ничего не делать самому, а только молиться за братьев-строителей, чтобы у них всё спорилось, и через это перестать в гордыне своей считать строительство делом рук своих, но переложить его в руки Божии. В итоге так и получилось, прямо по слову его. Надо добавить, что когда я спонтанно бросал работу, вставал на колени и начинал молиться – иногда все считали, что всё ок, и продолжали работать, а иногда считали своим долгом присоединиться. Мне кажется, на последней из фотографий ниже запечатлён как раз такой спонтанный молебен.

 
Крепление верхушек столбов хора (8-е мая, 12-13 часов)
© Ахелия, последняя – Лекси

После установки столбов пришло время крепить по верхам нижних стропил продольные боковые доски, эту работу возглавил брат Климент, и заняла она остаток дня. Уже в сумерках была выполнена обтяжка части стен хора тканью, с усилением чёрной стропой вдоль столбов.

Монтаж башни

Немой Пётр (он реально не разговаривал по игре, только мычал, но это не мешало ему руководить участком) внезапно предложил ещё одно радикальное усовершенствование процесса подъёма башни. Вместо того, чтобы собирать башню на земле (внутри колодца средокрестия и вокруг шпиля), поднимать на неё шпиль, и потом всё вместе поднимать наверх, он предложил поднять шпиль (он лёгкий, всего 30 с небольшим килограммов, не проблема) насколько возможно высоко (то есть, на верхний венец средокрестия), положить его там на временные доски, и дальше собирать башню, ПОДВЕШИВАЯ её к шпилю! Выгода была очевидна – башня комфортно собиралась с лесов на высоте порядка метра над землёй, что уменьшало дистанцию, на которую её потом пришлось бы поднимать медленным пошаговым подъёмником.

План был признан разумным, утверждён и начал осуществляться, шпиль общими усилиями подняли в считанные минуты. К строительству присоединился крестьянин Паоло. Поскольку и Пётр, и Паоло были игротехниками и мирянами, они не посещали службы, благодаря этому их эффективный рабочий день был раза в полтора длиннее, чем у монахов. В итоге до темноты они вдвоём закончили монтаж башни, и даже вчерне обтянули её тканью, так что она стала готова к подъёму на рабочую высоту.

Завершение кровельных работ

Утром 8-го мая готовая крыша трансепта была снята с кровельного стенда и перенесена на землю рядом, а на стенде за день собрали ещё одну такую же крышу – наличие рядом точной копии в качестве образца ускорило работу.

 
Состояние стройки на 20 часов 8-го мая –
две крыши трансепта готовы к подъёму; поднят шпиль, собран каркас башни;
по периметру хора закреплены боковые продольные доски
© Энти

Поскольку работы впереди было ещё очень много, а до конца игры оставались сутки, было предложено (и моментально принято) решение всем, у кого будут на это силы, после службы в 5 утра не ложиться досыпать до завтрака, а идти строить, благо уже светло.

Начало подъёма башни

План сработал, и уже в половине шестого утра 9-го мая (последнего дня игры) на строительной площадке было шесть-восемь человек, готовых работать.

 
Состояние стройки на 6 утра 9-го мая
© Ахелия

Обратите внимание на обтяжку апсиды, там хорошо видна линия горизонтального шва, которая должна была проходить ровно посередине высоты стены. Видите, насколько нижняя "половина" стены ниже верхней? Ровно настолько (больше чем на полметра) собор получился "заглублён в землю" по сравнению с первоначальным планом из-за перепада высот на площадке, именно поэтому он получился таким приземистым. Если бы я всерьёз подумал о перепаде высот заранее, или в самом начале принял решение не строить главный неф (к чему, как сейчас уже очевидно, всё шло), собор был бы более чем на полметра выше. Обидно, но что поделать.

Как только народ собрался, были стремительно установлены доски, составляющие горизонтальные детали подъёмника башни (я подробно описывал его устройство в первой части отчёта) и начался подъём. 1-2 человека на каждую из 4 "ручек" приподнимали башню (не особо напрягаясь), ещё два человека оперативно подсовывали доски поверх более высоких опор, и башня ложилась на них. Нижние опорные доски снимались, переставлялись на полметра выше, и процедура повторялась. Так, по 20-30 сантиметров за рывок (перестановка досок каждый раз занимала минут 5-10), башня ползла вверх. На фотографиях ниже конструкция подъёмника хорошо видна. Перед подъёмом были разбухтованы и повисли вертикально вниз верёвки, на которых потом должен был быть подвешен светильник.

 
Состояние стройки на 7 утра 9-го мая, пройден первый метр подъёма башни
© Ахелия

Монтаж нижней кровли хора

Тем временем вторая бригада строителей, возглавляемая братом Климентом, взялась за обтяжку нижней крыши хора. Работа была нетривиальная, приходилось кроить детали по месту и работать со стремянки. Тут мы в очередной раз порадовались, что кроме двух трансформеров, привезли ещё и просто обычную стремянку. Три лестницы – лучше, чем две лестницы.

 
Монтаж нижней кровли хора (9-е мая, 7 утра)
© Ахелия, последнее фото – Энти

Монтаж верхнего пояска башни

Эффектный снаружи вид башни содержал серьёзный дизайнерский недостаток. Даже не то что недостаток... некоторую заложенную сложность. Сложность эта заключалась в горизонтальных поясках из досок по верху и середине высоты башни (их хорошо видно и в 3D-проекте, и на фотографиях). С одной стороны, они скрывали из виду не слишком красивые детали конструкции башни, и придавали ей элегантный вид. С другой стороны, они крепились на башню снаружи, а значит, не пролезали в подъёмный колодец. Иными словами, закрепить на башне поясок можно было только после того, как соответствующий кусок башни был поднят выше коньков крыш приделов.

Это означало, что подъём башни нужно было осуществлять в два этапа. Первый этап (уже выполнен) – башня поднимается настолько, чтобы основание шпиля оказалось выше коньков крыш. После этого, прямо на высоте, монтируется верхний поясок. Второй этап – башня поднимается до конца, фиксируется. После этого монтируется средний поясок. Смонтировать оба пояска после полного подъёма нельзя – до верхнего уже не дотянешься. С одной стороны, всё это было так и спланировано, с другой стороны – это место звучит как довольно хреновый план, требующий довольно долгой и скоординированной работы на высоте нескольких человек. Лучше стараться так не делать.

На этой работе брат Давид первый и единственный раз преодолел свой (персонажный, не пожизнёвый) панический страх высоты – бодрствующих строителей было мало, а работа предстояла тонкая, и её нужно было сделать точно и прямо сейчас, чтобы можно было продолжать подъём башни. В общем, сделали втроём, с братом Дени и братом Жозефом, было очень страшно.

 
Монтаж верхнего пояска башни (9-е мая, 7-8 утра)
© Ахелия

Фасадная мастерская

Параллельно с работами по подъёму башни и монтажу нижней кровли хора, была организована ещё и фасадная мастерская. Возглавила её, неожиданно для всех, сестра Клотильда, бодро разобравшаяся в корявых чертежах и решительно приступившая к сборке.

Городить под это дело монтажный стол, конечно, никто не стал – фасадов предстояло собрать только два, а не три, и оба очень простые, плоские. Фасады собирались на траве полностью, включая обтяжку центрального окна. Обтяжка , чтобы не нарушать фактуру деревянных рам, прибивалась "встык" к рёбрам досок, через белую стропу – стропу на фотографиях не видно (она белая), но она там есть.


 
Работа фасадной мастерской (9-е мая, 7-16 часов)
© первые три фото – Ахелия, последние три – Хэлдэнн

Завершение монтажа башни и демонтаж лесов

Наконец-то настал этот долгожданный момент! Башня поднята ещё на метр и окончательно зафиксирована на своём окончательном месте, средний поясок тоже прибит, сняты вертикальные направляющие и прочие детали подъёмника, леса больше не нужны – можно убирать настил и нижний временный венец средокрестия! Скоро в соборе наконец станет просторно! На радостях мы дружной толпой полностью разобрали леса минут за пятнадцать.

 
Начат демонтаж лесов; Паоло наверху заканчивает обтяжку башни и скрепляет башню с крышей хора,
для большей устойчивости; башня над пустым средокрестием (9-е мая, 12-13 часов)
© Ахелия

Отмечу здесь, что надо было видеть глаза некоторых строителей, особенно тех, кто заехал позже, и видел стройку уже только с лесами на ней – надо было видеть их глаза, когда всё вот это вот, загромождавшее пространство посреди собора, исчезло, и сложная вязь венцов средокрестия, увенчанная башней, повисла над ПУСТОТОЙ в центре, удерживаемая лишь четырьмя столбами по углам. Впрочем, именно ради этого эффекта и создавалась вся эта сложная конструкция.

Подъём крыши южного трансепта

Хотя работа на высоте лесов закончилась, работы наверху средокрестия ещё предстояло довольно много. Хорошо, что наши стремянки – трансформеры. Мы просто разложили их на всю длину, и стали лазить сразу на самый верх.

Процесс, который я выше в красках описывал в отношении крыши хора, здесь был повторён в сильно упрощённом виде, поскольку крыша трансепта вдвое короче и легче. Зато иллюстраций сохранилось больше, в частности, есть кадр, где край крыши удерживается только шестами, которыми её поднимали, а шесты небрежно страхуют два человека.

В какой-то момент в процессе подъёма крыши в хоре ещё не освящённого храма были обнаружены потёки крови на столбах. Это напугало братию, так что все немедленно бросились молиться. Братья, оказавшиеся в это время наверху, на балках средокрестия, без лестницы, молились, не слезая.

 
Подъём крыши южного трансепта; спонтанный молебен (9-е мая, 13-16 часов)
© первые четыре – Ахелия, пятая-седьмая – Лекси, две последних – Хэлдэнн

Монтаж южного фасада

Готовый фасад был перенесён к месту установки. Аналогично тому, как три ночи назад размечались и подпиливались стобы хора, с помощью лазерного нивелира и рейки были укорочены под конкретные ямы четыре столба фасада. Работа с лазером солнечным днём – это совсем не то же самое, что работа с лазером ночью. Приходится надевать красные очки, подставлять под луч красную бумагу, вставать так, чтобы своим телом отбрасывать тень на место падения лазера, и всё равно рабочая дистанция не превышает 4 метров. Тем не менее, разметка была выполнена, стобы подпилены и фасад установлен.

Правда оказалось, что мы где-то ошиблись и стоит он в итоге криво. Опускать огромный щит обратно не хотелось, поэтому Ксинг просто придерживал фасад доской, чтобы не упал, а брат Себастьян в это время вручную выгребал лишнюю землю из ямы под оказавшимся слишком длинным столбом. В итоге после долгой утряски всё получилось, верхняя поперечная доска фасада легла встык с поперечной балкой крыши, фасад был закреплён, а столбы его расклинены в ямах и засыпаны землёй. После этого подъёмные шесты были убраны, крыша зафиксирована на средокрестии саморезами намертво и прикреплена к башне.

 
Монтаж южного фасада (9-е мая, 17-18 часов)
© первое фото – Лекси, остальные Хэлдэнн

Монтаж крыши и фасада северного трансепта

С северным трансептом всё вышло примерно так же, как с южным. Я к тому времени уже как-то изрядно устал, после короткой ночи, раннего подъёма и долгого дня интенсивной работы, и переключился на работы попроще, по украшению храма. Так что опыт брата Хорхе, полученный на подъёме крыши южного трансепта очень пригодился, и этим этапом работы руководил уже он – к тому времени он уже лишился, во время нападения на монастырь, руки и ноги, но руководить это ему не мешало.

На второй фотографии ниже хорошо видно, как были временно закреплены кольями шесты, которыми поднимали внешний конец крыши, пока не был принесён и установлен фасад.

 
Монтаж крыши и фасада северного трансепта (9-е мая, 18-19 часов)
© первое фото – Энти, второе – Лекси, остальные – Хэлдэнн

Достройка собора

Поскольку последний день игры клонился к вечеру, а к сборке крыши главного нефа даже не приступали (хотя все детали и на крышу, и на стены были напилены и готовы), было совершенно очевидно, что его не будет. Довольно жизненно, кстати – возьмите для примера собор в Бове или в Нарбонне. То же касалось и дверей – да и зачем двери, если вместо главного нефа в средокрестии зияет огромная дыра? Ничего, решили мы, часть народа на мессе будет стоять снаружи, на площади перед храмом – тоже вполне аутентично.

Таким образом, в районе 8 часов вечера экстенсивное строительство было остановлено (и очень вовремя!), и началось интенсивное. Нужно было доделать кучу мелочей – натянуть стены и нижние кровли трансептов; затянуть боковины фасадов и разместить там витражи; закопать 24 (!) старательно пробуренные отцом приором для столбов нефа ямы (в них напихивали, пока лезло, обрезки досок, и потом засыпали землёй вровень), чтобы на его месте получилась ровная площадь, на которой ночью сможет безопасно толпиться народ; завершить украшение храма; убраться на стройплощадке, чтобы к Пасхе всё было красиво и аккуратно, и ничто лишнее не валялось под ногами... за этой работой оставшиеся до темноты несколько часов пролетели очень быстро.

Первая из фотографий ниже является отличной иллюстрацией к вопросу "зачем было обивать кресты медью". :)

 
Собор в процессе завершения строительства и уборки (9-е мая, 19-22 часа)
© Ахелия


В следующей части я расскажу и покажу, что было сделано для украшения собора, и что получилось в итоге.
Tags: building, cathedral, larp, photo
Subscribe

  • Раскопал тут немного подвалов...

    В-общем, как сейчас модно говорить, #20YearsChallenge, да? Август 1998 года, Беларусь, Мирский замок. Кто узнает больше людей? :)

  • "Штандарт" на балу "Полдня"

    Ау, морские волки, ветераны "Штандарта" и не только! Есть затея – вдохновить детей и немного научить их морскому делу на благотворительном балу…

  • Светильник имени Собора

    Не прошло и двух лет... Но некоторые вещи стоят того, чтобы думать над ними полтора года, чтобы потом реализовать за полчаса. Светильник для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Раскопал тут немного подвалов...

    В-общем, как сейчас модно говорить, #20YearsChallenge, да? Август 1998 года, Беларусь, Мирский замок. Кто узнает больше людей? :)

  • "Штандарт" на балу "Полдня"

    Ау, морские волки, ветераны "Штандарта" и не только! Есть затея – вдохновить детей и немного научить их морскому делу на благотворительном балу…

  • Светильник имени Собора

    Не прошло и двух лет... Но некоторые вещи стоят того, чтобы думать над ними полтора года, чтобы потом реализовать за полчаса. Светильник для…