Vasily Zakharov (jolaf) wrote,
Vasily Zakharov
jolaf

Category:

Стимпанк: Век разума. Строительство ОБЧР. Отчёт, часть 2 (из 3). Собери и раскрась робота

 
Вечер субботы, после первого дня строяка
Это вторая часть рассказа о том, как мы строили гигантских человекоподобных паровых роботов на питерской игре Стимпанк: Век разума (2016).

Часть 1. Нарисуй робота: придумывание, проектирование, планирование
Часть 2. Собери и раскрась робота: покраска, строительство, эксплуатация
Часть 3. Разбери и отрефлексируй робота: демонтаж, бюджет, выводы, благодарности



Начну я вторую часть отчёта с данной эпохальной фотографии меня в конце первого дня строяка. Она как передаёт рабочее настроение на площадке, так и объясняет, откуда взялось название этого поста, а также иллюстрирует, что МГ #Питерский формат – те ещё шутники. :)

На сем камне...

С погрузкой и заездом всё, разумеется, вышло не очень гладко (что почти неизбежно при таких объёмах грузов, количестве отправителей и расстояниях), и в пятницу утром фуры на полигоне не было. Пришла она только к часу дня, а разгрузили её только к пяти вечера.

 
Пятница, вечер: фура после выгрузки вещей игроков и собственно синих железок.
Гора вещей после разгрузки фуры; синие железки и прочие детали к ним выгружены в другом месте.
© Сфай, Лена

Но, к чести мастеров и волонтёров под руководством Сфая, их это не остановило, и покраску всё равно начали, причём работали в ночь.

 
Анчоус начала покраску, пока кисточкой
© Скошка

В результате к утру субботы было покрашено пусть и меньше, чем было необходимо на двух роботов, но вполне достаточно, чтобы начать строить из уже покрашенного.

 
Суббота, утро: панорама стройплощадки
© Лена

А дальше нас спасла героическая волонтёр Лена, профессионально владеющая краскопультом и согласная красить, пока есть, что красить и есть, чем красить. Мы смогли оперативно поставлять и то, и другое, и в итоге, пока мы тягали, винтили и колотили, Лена в одиночку красила с субботы и до вторника включительно, с перерывами на дождь, и в итоге покрасила ВСЁ, за что ей огромная благодарность и мега-респект.

 
Героическая Лена за работой
© #Скракан

Таким образом, синие железки навсегда перестали были синими, и теперь вполне могут официально именоваться чёрными железками – хотя что-то мне подсказывает, что их всё равно будут называть синими.

 
ВСЁ покрашено!
© Лена, Эрдрау

Тут же, раз уж зашла речь, упомянем не менее героического волонтёра Драгуна, который, взявшись в субботу обпилить циркуляркой 22 листа фанеры, необходимые на двух роботов, вошёл во вкус, и в итоге обпилил ВСЮ имеющуюся в наличии половую 15мм фанеру, тем самым решив для всего комплекта наших клиновых лесов вторую мега-проблему, тяготившую всех их пользователей в течение 5 лет их существования. За что ему тоже огромная благодарность и мега-респект.

 
Драгун обпиливает половую фанеру под размер секции клиновых лесов
© Лена (кадрирование моё)

Таким образом, Стимпанк, кажется, оказался первой игрой за все пять лет, которая не только одолжила железки для игры, но и что-то сделала для железок и их будущих пользователей.

На этом сагу о заезде можно заканчивать, потому как с точки зрения роботов заезд прошёл адекватно, и в субботу, когда я в 9 утра приехал и выпинал
Сфая из палатки, всё лежало на своих местах, аккуратными кучками, укрытое тентиками, в нужном количестве покрашенное и готовое к началу сборки. Большое спасибо Сфаю и людям, работавшим на разгрузке и покраске в пятницу и в ночь, исключительно чётко всё сделали.

Стать костьми

Дело в целом знакомое, привычное и быстрое.

Мы со Сфаем вначале немного тупанули, и решили зачем-то заглубить ноги робота в землю. Потратили лишнее время, потом в конце строяка ещё раз расплачивались за это, поскольку песок хуже держит нагрузку, чем дёрн, в итоге робот под своим весом (около 2 тонн) малость покосился, пришлось выправлять винтовыми муфтами в установочных пятах. Это не то чтобы сильно долго и муторно, но можно было избежать. Со вторым роботом этой ошибки уже не сделали, поставили просто на дёрн и выровняли винтами.

 
Суббота, день, панорама стройплощадки:
продолжается покраска, заложено основание первого робота (на левом кадре вдали)
© Скошка

Очень не хватало забытого в Москве лазерного нивелира (вот тут про него есть подробно) – необходимость выравнивать 10 горизонтальных железок в каждом роботе вручную пузырьковым уровнем съела в итоге несколько часов времени и сколько-то нервов. С лазером было бы куда быстрее и проще.

В качестве временных лестниц использовали поставленные наклонно палеты. В качестве смягчителей, чтобы не порвать потом тенты, на вершины столбов надели и примотали скотчем пустые пивные банки, которые нам с выраженной радостью поставляла мастерка.

 
Прогресс за воскресенье: наполовину готовые каркасы обоих роботов
© первые три – Лена, последняя – Скошка

Верёвочка с оранжевыми флажками, лезущая в кадр-то там, то тут – это оттяжка временного тента, под которым строители прятались, когда дождь становился совсем уж невыносимым. Увы, сделать оттяжку более эргономичным образом не получалось. Флажки, понятно, для того, чтобы верёвку не снесли, таская под ней железки и стремянки. Оттяжка, шла высоко, метрах на двух с лишним, но всё равно про неё нужно было помнить. К началу игры и тент, и оттяжку, конечно, убрали.

 
Финал воскресенья: несущий каркас первого робота готов; мастер по боёвке Сфай восседает в командирском кресле.
Каркас второго робота близок к завершению, активно идёт сборка лестниц, вдали на «манекене» собран первый «наплечник».
© Йолаф, Лена

Из-за того, что в нашем комплекте лесов имеются диагонали только 1.5х2 метра, обеспечить продольную жёсткость роботов (при их глубине в 3 метра) не получалось. По плану это предполагалось сделать, стянув роботов по диагонали автомобильными грузовыми стропами, как это делал Шико на Первой Эпохе – так потом в итоге сделали и здесь. Таким образом, единственная степень свободы, которая осталась у роботов – это «винт», возможность скручивания верхнего этажа относительно нижнего вокруг вертикальной оси, да и та была не настолько большой, чтобы доставлять беспокойство.

Пусть слоники побегают

В процесс строительства был проведен довольно анекдотический эксперимент. Два человека залезали на робота, один на площадку правой ноги, другой на площадку левой. Командир робота (отдельный человек, или один из этих двоих) начинал командовать, какой ногой робот «шагает».

Когда он говорил «Правой!», человек на правой площадке подпрыгивал и сильно ударял ногами в пол при приземлении, вызывая этим весьма внушительный грохот во всей неплотно сбитой (по определению) конструкции робота. По команде «Левой!» то же самое делал человек на левой площадке. Интервалы между командами и, соответственно, прыжками, можно было варьировать, тем самым меняя скорость виртуальной «ходьбы» робота.

При должной «слаженности экипажа» удавалось довольно замесно и убедительно (как для участников, так и для зрителей внизу) имитировать медленный, неспешный «тяжёлый» шаг, переход «на рысь» при «выходе на поле боя» и «боевой ход» бегом. Командный дух вырабатывался прямо на глазах, и веселья оторвавшиеся ненадолго от работы строители ловили с этого процесса изрядно.

Увы, насколько я знаю, на игре этот прикольный приём применён не был – мы тупо забыли и не успели рассказать про него игрокам. :(

И жалко, что так и не придумали, как можно эту штуку на самом деле использовать в игре для моделирования манёвров. Ну, может быть кто-нибудь когда-нибудь придумает.

Наращиваем мышцы

Обвес делался в первую очередь для того, чтобы аккуратно прикрепить фанерную обшивку, ну и ткань тоже.

Во вторую очередь, обвес должен был работать дополнительными перилами. Железный каркас обеспечивал перила на высоте 1 метра на всех площадках, но это казалось недостаточным, поэтому из бруска делался второй уровень перил на высоте полметра на всеми площадками, а также на высоте полтора метра над площадками в тех местах, где были лестницы наверх.

Брусок 50х50 мм клался на фланцы вертикальных стоек, крепился саморезами с шайбами снизу через дырки во фланцах (для страховки), а потом притягивался к самим вертикальным стойками толстыми стяжками для кабелей или вязальной проволокой.

Там, где предполагалась фанерная обшивка (с фасада), брусья крепились снаружи каркаса и закреплялись особенно старательно, чтобы упавший на них случайно изнутри человек не оторвал брус вместе с обшивкой и не вывалился.

Там, где фанеры не предполагалось (с боков и сзади), брусья крепились к стойкам изнутри, чтобы нагрузка от случайно упавшего на брус человека приходилась только на сам брус и стойки, а не на крепления. Так что здесь крепления можно было делать менее прочными, по сути – страховочными.

Не в небо, но с ноги в пах

Это был самый технически сложный элемент всей конструкции. Имеющийся комплект строительных лесов лестниц не содержит. Палеты, при попытке использовать их как пандусы, очень легко отправляют споткнувшегося на спуске человека «за борт» конструкции. Идея вертикальных трапов между этажами была забракована мастерами, как слишком неудобная и опасная.

В итоге, после долгих мучений и споров с Шацем была выбрана данная конструкция (угол наклона 75°) – с одной стороны, достаточно компактная, с другой, позволяющая всё-таки спускаться по лестнице лицом вперёд, придерживаясь руками за притолоку (вспоминаем подводные лодки Второй мировой).

 
Воскресенье: сборка длинных, идущих от уровня земли лестниц
© Лена

Конструкция оказалась трудо- и время-ёмкой в сборке, человекочасов в лестницы было угрохано наверное больше, чем в любой другой элемент роботов, и работало на это много людей. Много деревянных деталей, требующих довольно точной подгонки, стальные шпильки для надёжности и жёсткости… Зато эти лестницы проработали весь строяк и всё игру, по ним бегали, прыгали, носились, чего только с ними не делали, и они всё это выдержали и даже не расшатались. Даже жаль, что их не смогли вывезти с полигона и сохранить, они бы ещё поработали.

Крепились лестницы стяжками для кабелей к горизонтальной трубе каркаса сверху и саморезами к половой фанере снизу.

По сравнению с изначально спроектированной конструкцией, на месте было сделано ровно одно существенное изменение. При попытке подъёма по короткой (метровой) межэтажной лестнице в метровый вертикальный люк верхняя ступенька приходила углом ровно в середину голени, чем причиняла ощутимую боль и тупо мешала. После того, как её убрали, перемещаться по роботу как вверх, так и вниз, стало можно очень быстро и вполне безопасно.

Отдельной болью стало то, что в процессе монтажа техники уже на полигоне стало ясно, что в каждом роботе необходим «мастерский» отсек для звукового оборудования и разводки пневматики для пушек, который логично разместить в одной из «ног» робота, и куда не нужно пускать игроков. Таким образом, две из четырёх с таким геморроем сделанных длинных лестниц оказались не нужны и убраны, а люки под них были просто закрыты фанерой. Ну, зато эти лишние лестницы быстренько утащил кто-то из игроков для использования в качестве стремянок на строяке.

Шлем сброшен насмех курам

На земле между роботами из «лишних» железок была собрана модель в натуральную величину секции каркаса 1.5х3 метра. На ней, как на манекене, были собраны каркасы «наплечников» и «шлемов» (брусок 50х50, доска 25х100, немного стальных уголков).

Наверху самих роботов к вершинам стальных стоек были прикреплены стяжками короткие вертикальные бруски-проставки с надетыми на них пустыми пивными банками.

Потом «наплечники» и «шлемы» были в сборе, на верёвках, подняты наверх, установлены на положенные для них места и длинными саморезами притянуты к брускам-проставкам.

Уже на месте сверху были накинуты и закреплены строительными степлерами раскроенные заранее куски тарпаулиновых тентов.

 
Вторник: стадии монтажа «наплечников» и «шлемов» начиная от «манекена».
© первая, последняя – #Скракан (первое фото обработано мной), остальные – Эрдрау

В целом, дизайном «наплечников» и «шлемов» я скорее недоволен – они вышли слишком грубыми и примитивными, но зато мы потратили на них не слишком много времени и они выполнили свою главную задачу – защитить экипажи роботов от дождя. Да и идей, как сделать существенно лучше, у меня как не было, так и нет – клиновые леса всё-таки довольно сильно ограничивают свободу самовыражения в этом смысле. Да и не скульптор я, будем честны.

Ходячий замок Хаула

Пушечные порты и рамки для поражения выпилили в обшивочной фанере по меркам еще до монтажа.

Саму фанеру крепили к брусьям обвеса снаружи саморезами – с высокой стремянки, или высовываясь с несущего каркаса сбоку.

Фанеру использовали старую, уже применявшуюся на других проектах, и не особенно разбирались, потому что она всё равно должна была быть закрыта снаружи баннерами. В итоге под баннерами роботы выглядели довольно эклектично.

 
Вторник, вечер: второй робот без фасадного баннера
© Йолаф

Держать лицо

Баннеры крепили к фанере лицевой обшивки короткими саморезами через шайбы и люверсы, в некоторых местах – просто строительным степлером.

Здесь будет уместно сказать огромное спасибо Декару и Мху, которые, будучи игроками, выделили время и сделали всю технологически непростую, в том числе высотную, фасадную работу (и фанеру, и баннеры) от начала и до конца.

Отверстия в баннерах, соответствующие отверстиям в фанере, прорезали потом изнутри ножами для резки бумаги.

 
Среда: готовые фасады роботов
© Алия

 
Вблизи, с пушками
© Эрдрау, Катарина и Ксения (второе фото обработано мной)

Новое платье королей

Обтяжку делали тёмно-серым подкладом шириной 1.5 метра. Отмеряли и отрезали заранее куски нужной длины, залезали с ними наверх, крепили там, и потом спускали вниз до самой земли, закрепляя по дороге строительным степлером ко всему деревянному, что попадалось на пути – то есть, к брусьям обвеса и торцам половой фанеры.

Поскольку шёл почти непрерывный дождь, вся ткань была насквозь мокрая, так что из нейтрально-серой она стала практически чёрной, и отлично сочеталась с мутновато-чёрным новым цветом железок каркаса. Даже стильно, можно сказать, получилось.

 
На игре: игроки у роботов
© Лейла

Берегите головы!

Предполагалось, что команды во время боя будут интенсивно перемещаться, в том числе по лестницам, и их безопасность внушала беспокойство. Кроме надёжных лестниц и двойных перил на площадках были приняты следующие меры безопасности.

Расположение лестниц в роботах было сделано несимметричным с тем расчётом, чтобы в любом отсеке, в каком бы человек ни находился, у него справа была лестница вверх, а слева – лестница вниз. Это снижало вероятность в спешке перепутать и провалиться в проём или споткнуться о лестницу.

Все места, о которые можно было удариться головой (притолоки над лестницами), были смягчены изолоном и помечены красно-белой лентой.

Все места, где можно было споткнуться или провалиться (люки над лестницами), были отмечены красно-белой лентой, закрепленной строительным степлером через прозрачный скотч. Местами отваливалось, но в целом держалось.

Выступающие внутрь отсека боковины лестниц были также отмечены красно-белой лентой.

Поскольку предполагалось, что бои роботов будут происходить и ночью тоже, каждая лестница была отмечена по углам четырьмя жёлтыми светодиодами, направленными в отсек, в котором находилась лестница – чтобы минимизировать шанс, что об неё споткнутся в темноте.

Каждый проём, в который можно было оступиться или провалиться, был отмечен по углам четырьмя красными светодиодами, направленными в отсек выше проёма.

 
Интерьеры роботов. Видна схема установки межэтажных лестниц, а также элементы безопасности
© Катарина и Ксения

Извините (и читатели, и строители), что на фотографиях крупным планом элементы безопасности, увы, выглядят как говно – это следствие того, что монтировались они на скотч и стройстеплер под дождём (других вариантов как бы не было), а мокрый скотч, увы, всегда выглядит как говно. Вдобавок, фотографии сделаны не в начале игры, а значит, по этому всему уже спели изрядно потоптаться не только строители, но и игроки. Впрочем, задача этих штук – быть заметными, а не красивыми, так что тут всё ок, мне кажется. Не думаю, что у нас был реальный шанс решить это лучше.

А сколько у нас мушкетов?

Пушки (8 штук, по 4 на робота) были изготовлены Орликом из пластиковых водопроводных труб диаметром 63 миллиметра (внутренний калибр 40 мм). В качестве спускового механизма использовались шаровые краны для тех же самых водопроводных труб.

В качестве рабочего тела использовался сжатый воздух. Изначально планировали использовать автомобильные компрессоры у каждой пушки, но от этого варианта в итоге отказались из-за сложностей с питанием компрессоров (12 вольт, большой ток). В итоге Мэл сделал единую систему питания от центрального компрессора, с раздачей сжатого воздуха по отсекам роботов через систему воздушных шлангов и автомобильной пневматической арматуры.

Снарядами служили обрезки теплоизоляции для труб Вилатерм-Экстра 18x6x1000 мм (внешний диаметр 42 мм). Изначально предполагалось делать снаряды длиной 90 мм, но по итогам тестовых стрельб длина была уменьшена до 50-55 мм для большей технологичности изготовления и снижения кучности стрельбы. Сбоку снаряда делался разрез, через который внутрь для утяжеления вставлялась стальная шайба диаметром чуть меньше калибра. Далее снаряд с небольшим усилием обматывался скотчем с целью закрытия разреза и уменьшения внешнего диаметра до калибра 40 мм.

 
Элементы устройства пушек, готовые снаряды
© Скошка, Шелест

При расстоянии между роботами 17.5 метров стрельба по рамкам 60х60 см получалась, с одной стороны, слегка навесной, с другой стороны, вполне прицельной. Лафетов пушки не имели, при стрельбе их нужно было держать в руках, что при дульной перезарядке практически исключало возможность «пристреляться» по конкретной рамке – каждый раз приходилось честно целиться.

 
Бой: командование, оценка тактической обстановки, заряжание, прицеливание, стрельба, паника!
© Эрдрау

Да будет свет!

Поскольку предполагалось, что часть боёв будет проходить ночью, внутри роботов было сделано неяркое, но всё же освещение – частично от 220 вольт, частично светодиодное на батарейках.

Плюс, Стас разместил «во лбу» каждого робота по 500-ваттному галогеновому прожектору, светящему под углом вниз – так прожектор подсвечивал фасад и позволял противникам видеть рамки, по которым стрелять, ну и добавлял эффектности облику роботов.

 
Освещение роботов: прожектор «во лбу»; светильник 220 вольт; автономный светильник
© первая и последняя – Катарина и Ксения (последнее фото обработано мной), средняя – Эрдрау

Take me to the crush

Площадка с роботами была подзвучена через портальные колонки. Во время боя запускался саундтрек из фильма Тихоокеанский рубеж и ему подобных, плюс мастер через микрофон объявлял экипажу каждого робота об успешных поражениях его отсеков. Вот видео, на которых можно рассмотреть и расслышать процесс боя:

   
Ночной бой
© Шелест

У тучи нет иной заботы...

Погода, конечно, подгадила, об этом не написал ещё только ленивый. Ветра на нашей поляне почти не было, но вот дождь зато лил в той или иной степени примерно три четверти рабочего времени. По моему ощущению, погода «украла» у нас примерно сутки эффективной работы. То есть, была бы хорошая погода, могли бы к вечеру вторника всё закончить.

А так закончили как раз к параду, в том числе сложили аккуратными кучками в стороне от поляны оставшиеся стройматериалы, убрали инструмент, временные постройки, собрали в мешки весь (весь!) мусор, убрались внутри самих роботов.

Вообще надо отметить, что в течение всего строительства на площадке, несмотря на отсутствие какой-либо инфраструктуры (стеллажей и т. п.) поддерживался порядок, который каждый вечер после ужина превращался в идеальный порядок, включая уборку мусора. В целом, это была одна из самых аккуратных строек, которую я видел в своей жизни, пожалуй даже аккуратнее, чем стройка Собора (за счёт меньшей сложности).

Да, мы промочили (обратимо) один шуруповёрт, но это неудивительно, если работать без укрытия под довольно сильным дождём. В остальном, насколько я помню, потерь на строяке не было.

У ветра нет иной заботы...

Многие высказывали опасения, что, дескать, робот слишком высокий, может от ветра опрокинуться и кого-нибудь убить – ещё бы, 2 тонны чистого веса! Отвечаю – если бы опрокинулся, убил бы запросто, без вопросов.

Но вот чтобы опрокинуть 2 тонны высотой (в среднем) 7 метров, стоящие на основании шириной 3 метра, нужно фронтальное давление в 850 килограммов. При площади фасада робота в 22 м2 для этого нужен ветер минимум в 25 м/с. Причём не порывом (конструкция массивная, её быстро не сдвинешь), а именно уверенный такой ветер, который в наших широтах пусть и случается, но крайне редко. Такой ветер деревья с корнем вырывает. Иными словами, скорее всего, раньше деревья начали бы падать на палатки, чем робот опрокинулся бы.

К этому нужно добавить ещё три вещи. Во-первых, роботы, в отличие от мастерки и других игровых локаций, стояли на поляне в отдалении от берега озера, и ветер там был гораздо более слабый, чем на берегу. То есть, прежде чем роботы упали бы, мастерку бы просто унесло.

Во-вторых, у нас были заготовлены прочные верёвки, которыми можно было в случае угрозы оттянуть верхушки роботов к соседним деревьям. Это можно было сделать в любой момент быстро, несложно, и это значительно повысило бы устойчивость конструкций. То, что это не было сделано превентивно, объясняется очень просто – за всё время строяка на поляне ни разу даже близко не было ветра, который сумел бы хотя бы качнуть роботов так, чтобы мы это заметили.

В-третьих, при ветре, приближающемся к указанному, находиться около роботов (и вообще на полигоне) было бы настолько некомфортно, что никаких боёв, конечно, не проводилось бы, и игроков попросили бы к роботам не ходить. Так что даже если бы робот опрокинулся, вряд ли при этом рядом были бы люди. Палаток в зоне возможного падения роботов не было тоже.

На этом дискуссию о ветровой устойчивости роботов считаю исчерпанной.

А теперь со всей этой ... мы попробуем взлететь

Отзывы игроков стоит читать в отчётах игроков, у меня сложилось впечатление, что роботы игрокам понравились – как тем, кто воевал на них, так и тем, кто просто смотрел со стороны. Я же просто приведу здесь небольшую подборку фотографий с игры о роботах и вокруг них:

 
Игроки и мастера. Пришли. Смотрят. Охреневают. :)
© Грейс

 
Парадное построение экипажей перед боем
© Катарина и Ксения

 
Расписание боёв
© Скошка (обработка моя)

 
Вид через смотровую щель командира
© Хрень-с-горы

 
Кадр Века: русский командир робота, у которого закончились боеприпасы, грудью закрывает свою машину от поражения!
© Катарина и Ксения
Tags: 3d, larp, steampunk
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments